В российских школах появится новый предмет – «Финансовая грамотность»

12/11/13 00:00

Министерство финансов в рамках программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования» предлагает начать преподавание финансовой грамотности в российских школах в качестве отдельного предмета.

Предложение вызвало в обществе дискуссию относительно необходимости подобных мер. Звучат опасения, что новый предмет будет введен в ущерб существующих дисциплин, повысит нагрузку на учеников, недостаточно обеспечен преподавателями, разбирающимися в данной тематике. С другой стороны практика повышения, необходимой для устойчивого развития экономики, финансовой грамотности посредством введения специализированного предмета в школах показала свою эффективность во многих странах мира.

После оглашения инициативы минфина о новом предмете и разрабатываемых учебниках, министерство образования поспешило заявить, что в данном случае идет речь о том, что школы будут иметь право выбрать подобную дисциплину в качестве дополнительного урока. Однако даже подобный формат, по существу не затрагивающий обязательные дисциплины, вызывает ряд критических вопросов. Подобная реакция во многом связанна с активными преобразованиями, идущими сейчас в сфере школьного образования, в русло которых вошла инициатива о повышении финансовой грамотности школьников. Относительно недавно прошел переход образовательной системы на Единый государственный экзамен. На данный момент идут активные изменения обязательной школьной программы, такие как лоббируемое МЧС увеличение обязательных часов ОБЖ, ввод новых предметов, как, например, «Россия в мире», инициативы РПЦ, о предмете, посвященном смыслу жизни. Таким образом, школьная программа превращается в некое подобие поля боя, куда различные общественные силы пытаются включить важные 

с их точки зрения дисциплины, что вносит некоторый хаос в ряды преподавателей, и нагружает и без того нагруженных учеников. Неудивительно, что в подобной атмосфере, предложение министерства финансов не встречает активной поддержки в образовательной среде, при всей важности этого вопроса.

Другой вопрос, который адресуется к авторам программы повышения финансовой грамотности населения – наличие кадров, способных обучить финансовой грамотности учеников школ. Как известно из заявления министерства финансов предмет будет направлен на обучение основам финансовой грамотности, планирования личного бюджета, и будет преподаваться преимущественно в игровой форме во взаимодействии с членами семей обучающихся. Школы не обеспечены преподавателями по экономике, финансам или же по финансовой грамотности и на сегодня непонятно кто будет заниматься обучением новому предмету. 

Наиболее вероятен вариант, когда специалисты по финансам будут проводить обучение учителей из числа преподавателей обществознания, этот вариант поможет массово приступить к реализации программы, но, на первый взгляд, не дает уверенности в качестве этой реализации. Для ответа на этот вопрос надо посмотреть как будет развиваться ситуация на практике, как с преподаванием в пилотных регионах, так и в других подобных проектах, действующих в условиях РФ.

Здесь следует уточнить, что о необходимости повышения финансовой грамотности населения, и о том, что эффективнее всего повышать финансовую грамотность населения, сделав упор на образование молодежи, говорили уже давно. В настоящее время существуют проекты, в рамках которых предусмотрено финансовое просвещение в школах. Так в Москве действует проект «Школа волонтеров финансового просвещения», где осуществляется подготовка студентов, которые впоследствии выступают в качестве преподавателей по финансовой грамотности для школьников. В Сочи Ассоциация региональных банков России и компания Visa запустили проект «Волонтеры –  финансовые консультанты», который также предполагает финансовое просвещение школьников в рамках их обучения для участия в обеспечении зимних олимпийских игр Сочи-2014. 

Опыт этих и им подобных проектов, также как и результаты, полученные после осуществления пилотной части программы минфина помогут в корректировки текущего состояния программы, если таковая понадобится. На данном этапе программы предполагается ее реализация в пяти пилотных регионах. Сейчас предложение министерства финансов одобрили в Калининградской и Волгоградской области и планируют в сентябре включить финансовую грамотность в программу в качестве дополнительной дисциплины. В случае успешной апробации предмет может войти в общеобразовательную школьную программу в 2018 году, как пишет «Учительская Газета». 

При всех трудностях, введение нового предмета вещь позитивная, и не только из-за того, что любая грамотность заведомо лучше неграмотности, но и вследствие важности самого предмета, который сегодня не менее необходим для жизнедеятельности, чем ОБЖ. По результатам проводившихся исследований уровень финансовой грамотности, как школьников, так и в последующем студентов недостаточный и действия для решения этой проблемы необходимы. Финансовая грамотность состоит из знаний, навыков и поведенческих установок человека, и если усваивать знания в зрелом возрасте не труднее, чем в школьном возрасте, то изменение поведенческих установок уже состоявшегося человека крайне затруднительно, поэтому работа со школьниками представляется наиболее эффективной. К тому же именно школа, может выступить, как удобная площадка для финансового просвещения. В школе представлен срез всего населения, подавляющего большинства социальных слоев, а учитывая предполагаемую вовлеченность в образовательный процесс родителей, то и вообще большую часть граждан. И если в ближайшее время не начать осуществлять подготовку в школе, то можно снова пропустить шанс, на масштабную организацию финансового просвещения населения. 

Автор: Соловьев Дмитрий Сергеевич
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER