Корпоративная социальная ответственность: практические аспекты

06/12/13 01:19
В процессе обсуждения проблем общества, в рамках лекций, тренингов, выступлений, совещаний, семинаров и просто в личных беседах неоднократно замечал, что большинство собеседников, говоря об обществе, очень часто используют в качестве определения третье лицо. Также и бизнес-структуры, зачастую апеллируя к обществу с позиции «они» или «оно», крайне редко использует личное местоимение «мы».

В процессе обсуждения проблем общества, в рамках лекций, тренингов, выступлений, совещаний, семинаров и просто в личных беседах неоднократно замечал, что большинство собеседников, говоря об обществе, очень часто используют в качестве определения третье лицо. Также и бизнес-структуры, зачастую апеллируя к обществу с позиции «они» или «оно», крайне редко использует личное местоимение «мы».

Эта незаметная психологическая подмена и показывает неправильный вектор взаимоотношения компаний с обществом. Ведь вместе с местоимением «мы» приходит ответственность, в то время как подход или оценка с точки зрения «они» позволяет давать лишь оценочные суждения. При этом само слово «ответственность» может носить довольно негативный характер (так как подразумевает, что с нас должны что-то или за что-то спросить), хотя в первую очередь «ответственность» это не обязанность выполнить, а возможность изменить. Поэтому социальную ответственность корпорации следует понимать не в форме потаканиям требованиям общества, а как формат взаимодействия и сотрудничества на основе взаимовыгодных для компании позиций.

Однако, это все «высокие материи», которые интересно обсуждать, а на практике необходимо четко понимать механизмы и инструменты этого прагматичного сотрудничества. Бизнесмены уже давно стали понимать зависимость влияния имиджа компании на котировки, а также то, что участие в проблемах общества позволяет любой компании приобрести положительный образ в глазах клиентов и партнеров и т.д., но до сих пор нет четкого понимания, как сделать так, чтобы конкретные действия в рамках корпоративной социальной ответственности (далее КСО) помогали повысить эффективность работы компании?

 Ответ довольно простой: КСО надо управлять системно и планомерно, так же как компания управляет персоналом, финансами, производственной деятельностью и т.д. И здесь нужно не изобретать велосипед, а использовать международные стандарты и руководства по осуществлению КСО, которые применяются большинством компаний в мире.

Тем не менее, есть значимое заблуждение, что стандарты КСО могут использовать только большие компании реального сектора, в то время как для финансовой компании средней или малой величины они не подходят. Это в корне неверно, поэтому в рамках данной публикации хотелось показать возможности использования стандартов КСО в работе практически любой финансовой компании. В качестве примера практического применения использован стандарт ISO:26000 «Руководство по корпоративной социальной ответственности», включающий семь основных аспектов КСО, на примере которых и предлагается рассмотреть, как финансовая компания может эффективно осуществлять свою социальную ответственность для расширения сотрудничества с обществом и расширения своей клиентской базы.

Аспект 1. «Организационное управление»

Что делать: необходимо провести анализ эффективности организационной структуры, выявить основные ошибки при ее построении; осуществить аудит функций структурных подразделений и сотрудников; разобраться с такими понятиями, как миссия и цель компании; выработать корпоративную культуру.

Что это дает: как правило, это отражается на качестве предоставляемых услуг, в то же время это содействует снижению издержек, так как сокращаются излишние функции, а иногда и персонал; несомненно, изменение функций вносит изменения в механизмы мотивации и лояльности персонала.

Как это отразить в социальном отчете: надо показать, как эффективное организационное управление финансовой компании позволяет сделать ее работу более качественной и прозрачной, как уменьшились издержки, и упростилось взаимодействие с заинтересованными сторонами.

Аспект 2. «Права человека»

Что делать: реализовать полноценное соблюдение прав сотрудников и клиентов; участвовать в проектах и мероприятиях, посвященных защите прав человека, особенно в случае, если какой-то инцидент, связанный с нарушением прав человека уже имел место, и об этом уже стало известно общественности, лучшей политикой будет его признание и публичное решение проблемы.

Что это дает: избавит компанию от возможных судебных исков; сформирует ее положительный образ и продемонстрирует обществу готовность к изменениям; содействует формированию позитивного имиджа компании, в том числе и в сфере международной деятельности.

Как это отразить в социальном отчете: позиционировать соблюдение прав человека в виде важной ценности компании; показать соответствие международным стандартам и конвенциям.

Аспект 3. «Трудовые практики»

Что делать: осуществлять юридическое оформление и охрану труда в соответствии с законодательными нормативами; улучшать условия труда и быта персонала; реализовывать программы обучения и стимулировать самообразование; создавать рабочие места для инвалидов и других малозащищенных групп граждан; внедрять дополнительные социальные льготы и гарантии; предоставлять возможности карьерного роста; внедрять прозрачные процедуры оценки эффективности труда; создавать специальные финансовые продукты для сотрудников.

Что это дает: повышение эффективности работы и уровня удовлетворенности трудом у персонала; повышение престижа и популярности компании, что дает возможность привлечения более качественных трудовых ресурсов; многие сотрудники могут стать одновременно и клиентами, что с одной стороны повысит их заинтересованность в успехе компании, а с другой станет дополнительным показателем качества предоставляемых финансовых продуктов.

Как это отразить в социальном отчете: делать ставку на открытость кадровой политики, возможности карьерного роста, объективность оценки труда, признание успехов и хорошей работы; показать создание новых рабочих мест (в том числе для инвалидов, малозащищенных групп граждан, молодых специалистов без опыта работы); отразить соблюдение всех норм и конвенций; показать работу по повышению условий труда, быта, социальных льгот и гарантий, обучению, сплочению коллектива, поддержке сотрудников в трудных ситуациях; подчеркнуть, что сотрудники являются активными пользователями финансовых продуктов компании.

Аспект 4. «Окружающая среда»

Что делать: поддерживать фонды и мероприятия по защите окружающей среды; по возможности использовать в рамках своей производственной деятельности экологически чистые расходные материалы.

Что это дает: формирование позитивного образа компании, ее приверженности к соблюдению международных норм и стандартов КСО у клиентов, рынка, государства, заинтересованных сторон.

Как это отразить в социальном отчете: показать, как, несмотря на то, что компания не оказывает прямого негативного воздействия на окружающую среду, тем не менее она активно участвует в ее защите.

Аспект 5. «Добросовестные деловые практики»

Что делать: пропагандировать социальную ответственность; участвовать в мероприятиях по борьбе с коррупцией; отказаться от сотрудничества с непроверенными компаниями и не допускать деловых практик, порочащих деловую репутацию; обеспечивать контроль действий персонала; создание альтернативных планов действий и контроль наличия ресурсов на случай кризисных и сложных экономических ситуаций; эффективное использование средств.

Что это дает: улучшение образа компании у клиентов, рынка, государства, заинтересованных сторон; снижение вероятности потерь в случае проблем с деловыми партнерами; возможность сохранения бизнеса в сложной экономической ситуации.

Как это отразить в социальном отчете: позиционировать компанию с точки зрения серьезного игрока на финансовом рынке, который не стремится к сиюминутной выгоде, а имеет долгосрочные перспективы и амбиции, минимизирует риски своих клиентов, ведет пропаганду добросовестных деловых практик.

Аспект 6. «Проблемы, связанные с потребителями»

Что делать: создавать качественные финансовые продукты; обеспечивать хороший сервис и эффективное взаимодействие с клиентами; постоянно улучшать линейку продуктов и качество сервиса; участвовать в мероприятиях по повышению финансовой грамотности населения; разрабатывать меры по снижению рисков при использовании финансовых продуктов и улучшать имидж финансовых организаций в обществе.

Что это дает: повышение конкурентоспособности и привлечение новых клиентов.

Как это отразить в социальном отчете: компания ведет ответственную политику в сфере финансового просвещения населения, а также создает качественные и доступные финансовые продукты. Необходимо любой компании стремиться к публичной отчетности, если о поведении компании как социально ответственной известно лишь узкому кругу лиц, то это не содействует росту ее популярности и, соответственно, росту эффективности. Это очень важный элемент реализации программ КСО, и публичная отчетность в СМИ или иных, в том числе электронных, средствах обеспечит компании узнаваемость, сформирует позитивный облик участника финансового рынка и обеспечит рост клиентов и их лояльность.

Аспект 7. «Участие в жизни сообществ и их развитие»

Что делать: создавать благотворительные и спонсорские программы; участвовать в социальных и культурных проектах; осуществлять социальные инвестиции.

Что это дает: улучшение образа компании у клиентов, рынка, государства, заинтересованных сторон; повышение конкурентоспособности и привлечение новых клиентов.

Как это отразить в социальном отчете: показать результаты спонсорской и просветительской деятельности, а также показатели социальных инвестиций.

Представленные выше примеры, разумеется, не являются универсальными для каждой финансовой компании, поэтому при планировании основных мероприятий в сфере КСО рекомендуется использовать «мозговой штурм» или групповую дискуссию.

Для бизнеса общество не может быть «они», поскольку сама компания и ее сотрудники являются его частью. Единственное возможное определение здесь будет «мы». «Мы» – корпорация, как часть общества, поэтому бизнесу не следует вести «страусиную» политику и при появлении общественных проблем «зарывать голову в песок», а надо, наоборот, содействовать развитию общества, в среде которого она находится, и быть социально ответственными. Но при этом социальная ответственность должна быть эффективной для самого бизнеса и развивать общество с позиций для него близких и выгодных, только таким образом может быть налажено их взаимовыгодное существование. Социальная ответственность, это не подачка, не обязательная статья расходов, а инвестиция бизнеса в среду своей жизнедеятельности, поэтому осознание компаниями себя как части общества выступает главным атрибутом их ответственности. В то же время любая компания должна стремиться к публичным формам отчетности перед обществом о своих действиях и о достигнутых результатах, это формат взаимодействия с обществом и формирование позитивного облика компании в глазах общества.

Недаром история бизнеса всегда свидетельствует – заработай себе имя в обществе, и оно повернется к компании лицом и всегда готово к сотрудничеству. А это и есть успех.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER