Краткий обзор отчета по КСО: группа ВТБ

12/10/17 19:12
Отмечаем, что в настоящее время менее 5% российских компаний финансового сектора публикуют отчеты о своей деятельности в рамках КСО. При этом большинство из них делают это всего лишь несколько последних лет. Методика отчётности по КСО, несмотря появившуюся в ней потребность, все еще не сформирована. Отечественным специалистам по КСО приходится ориентироваться на опыт западных структур, оформляя их с учетом специфики деятельности своих компаний.

Отмечаем, что в настоящее время менее 5% российских компаний финансового сектора публикуют отчеты о своей деятельности в рамках КСО. При этом большинство из них делают это всего лишь несколько последних лет. Методика отчётности по КСО, несмотря появившуюся в ней потребность, все еще не сформирована. Отечественным специалистам по КСО приходится ориентироваться на опыт западных структур, оформляя их с учетом специфики деятельности своих компаний.

Почему так важно создавать и публиковать методически правильные отчеты по КСО? В первую очередь это связано с тем, что многие финансовые структуры, осуществляя те или иные позитивно влияющие на общество действия, не воспринимают их как часть КСО. Например, мероприятия по обучению персонала, повышению финансовой грамотности населения, развитию территорий присутствия, улучшению организационной структуры компании и многие другие не всегда относят к социальной ответственности компании. Это происходит по причине отсутствия в стратегии развития компании раздела «политика корпоративной социальной ответственности компании». Лишь иногда финансовые организации описывают их как проекты по развитию персонала, докладывают о них на конференциях и рассказывают в частных беседах.

Но почему их нельзя грамотно описать в социальном отчете компании? Если какой-то социально значимый проект уже был осуществлен организацией, она должна показать это обществу, тем самым заявив о своем ответственном к нему отношении. При этом информирование само по себе процедура совсем недорогая, если не сказать почти бесплатная, но может принести компании значительный рост капитализации за счет улучшения имиджа.

В оппозицию данному мнению часто приводят аргументы, что публичное представление и «навязывание» обществу информации о «благой» деятельности компании является моветоном. Что некрасиво и нехорошо прямо и прагматично включать эти данные в какие-то отчеты.

Оппонируя такой точке зрения, отметим, что, во-первых, деловая сфера предполагает получение максимальной эффективности от осуществляемых в ее рамках действий. Данный постулат априорно заложен в смысл существования большинства коммерческих структур и этический вопрос монетизации социальной ответственности не может быть поставлен таким образом. Это связано с тем, что средства на КСО выделяются из ресурсов организации и выгода от ее реализации, которую можно оценить в улучшении имиджа, росте капитализации, увеличении доходов и т.д. также является собственностью организации.

Во-вторых, говоря об этических проблемах публикации сведений о социальной ответственности компании, надо помнить, что любое публичное действие является своего рода прецедентом, примером, паттерном (образцом поведения). Чем больше организаций будут открыто их публиковать, и, возможно, даже «хвастаться» своими достижения в рамках мероприятий по развитию общества, тем быстрее подобный образец поведения станет нормой и тем выше будет социальная ответственность бизнеса в России, что, несомненно, сыграет положительную роль для нашего общества.

И, в третьих, следует подумать об образе финансовых структур в общественном представлении. Согласимся, что «образ банкира», как ростовщика и хитрого дельца, уже нельзя считать актуальным для современного российского общества, но при этом довольно малая часть населения знакома с устройством финансовых структур. Уровень общественного понимания банковской системы все еще ограничивается искаженным пониманием и оценкой, в числе которых «крылатая фраза» Генри Форда «знай, люди об истинном устройстве банков – завтра была бы революция». Поэтому информирование общества о социально одобряемых делах финансовых структур должно стать обязательной частью профессиональной этики организаций финансового сектора.

Итак, переходим к главному – финансовым организациям необходимо публиковать социальные отчеты, тем самым информируя общество и инвесторов о социальной позиции финансового института, но четкой методики по формированию социальной отчетности на сегодня нет. Принимая во внимание трудность описания в одной публикации всех аспектов формирования социального отчета для различных финансовых структур, наиболее оптимальным способом в освещении данного вопроса видится анализ опыта ведущих российских и зарубежных финансовых организаций, мнение специалистов по КСО, сотрудников финансовых компаний и гос. учреждений, деятелей науки и бизнеса.

Начать данную работу мы предлагаем со своеобразного качественного краткого контент-анализа, в рамках которого для понимания оптимальной модели социального отчета финансовой компании, рассмотрим ряд отчетов по КСО российских и зарубежных банков. В данных обзорах будут рассмотрены их особенности, достоинства и недостатки

В первом обзоре подвергнем анализу социальный отчет группы ВТБ.

На официальном сайте группы, сразу заметна вкладка «Социальная ответственность», которая присутствует в главном меню, что позволяет судить о серьезном внимании группы ВТБ к реализации проектов КСО. В разделе, посвященном социальным проектам, представлены пять главных направлений корпоративной социальной ответственности ВТБ: спорт, культура, здравоохранение, образование, социальная работа.

Присутствуют два главнейших документа по КСО компании: политика банка ВТБ в области КСО и социальный отчет 2012. В первом разделе строго и официально описаны основные положения компании в плане реализации проектов КСО, во втором развернуто и подробно показана социальная работа компании в 2012 году.

Отчет построен в рамках модели, предлагаемой стандартом ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». В нем представлена форма организационного управления, показаны аспекты взаимоотношений компании с заинтересованными сторонами, работа по управлению персоналом и развитию человеческих ресурсов, вклад группы в экологию и общество. Также присутствует аудиторское заключение «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» о нефинансовых результатах деятельности группы ВТБ и таблица отчетности GRI.

В целом отчет производит хорошее впечатление, в его основе лежат подходы ведущих международных финансовых компаний (например, BNP Paribas или Deutsche Bank). Информация разделена на несколько уровней:

  • данные представленные непосредственно на сайте (они позволяют оперативно ознакомиться с основными направлениями работы компании в рамках КСО);
  • имеется развернутый отчет в формате doc. или pdf. (созданный для детального и обстоятельного анализа).

Такой подход позволяет, как проинформировать массовую аудиторию о социальной работе ВТБ, так и удовлетворить интерес акционеров, инвесторов, органов власти, клиентов и сотрудников.

Из недостатков можно выделить следующие:

  • раздел «Социальная ответственность» является единственным разделом сайта не имеющим английской версии (что не очень хорошо для транспарентной организации, работающей на международном финансовом рынке);
  • в отчете могли бы быть более полно раскрыты индикаторы стандартов ISO:26000 и/или SA8000;
  • это всего лишь пятый нефинансовый и четвертый социальный отчет компании, что недостаточно для столь большой и значимой финансовой структуры.

Несмотря на отдельные пробелы, которые видны специалистам в области КСО, из отчета видно, что группа ВТБ понимает цели и задачи КСО, представляет зачем, для чего и для кого она их реализует, владеет стандартами отчетности, а замечания, надеемся, будут исправлены. В целом социальный отчет группы ВТБ можно оценить на 9 баллов из 10, и рекомендовать в качестве примера и образца финансовым структурам.

Итак, КСО является важной стороной и направлением деятельности финансовой организации в части ее общественных коммуникаций. Многие российские структуры уже давно занимаются реализацией КСО, но если некоторые делают это осознано, и имеют позитивные результаты своей деятельности, то к сожалению другие структуры, не только не получают прибыль (в явной или неявной форме), но еще и теряют свои позиции. В качестве наглядного примера значимости отчета по КСО можно представить всю социальную работу организации как копье, в котором официальный и общедоступный отчет по КСО будет выступать в роли наконечника. И от того насколько он качественно сделан, хорошо подогнан и заточен под определенные функции зависит эффективность всей деятельности финансовой организации в рамках социальной ответственности, с единственным отличием, что КСО является инструментом для объединения, а не раскола бизнеса и общества.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER