Круглый стол «Проблема отмены ускоренной амортизации лизингового имущества. Лизинг в России: законодательный аспект»

18 Февраля 2011, Москва, Госдума, аудитория 830

18 февраля 2011 года Ассоциация "Россия", Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, Торгово-промышленная плата, рейтинговое агентство ЭкспертРА провели Круглый стол «Проблема отмены ускоренной амортизации лизингового имущества. Лизинг в России: законодательный аспект». 

Лизинг давно стал самостоятельным финансовым инструментом развития бизнеса, особенно малого и среднего. Действующее сейчас определение устарело. Поэтому в закон о лизинге необходимо внести поправку, четко определяющую понятие лизинга, устраивающее всех заинтересованных игроков рынка, сказал Анатолий Аксаков, выступая на круглом столе в Госдуме «Проблема отмены ускоренной амортизации лизингового имущества»

 

Законодатели, представители Центрального банка, лизинговых компаний, рейтинговых агентств, эксперты Высшей школы экономики, аналитики собрались для того, чтобы выработать подходы для сохранения и стимулирования рынка лизинга в России.

Участников рынка очень беспокоит предложение Минфина отменить коэффициент ускоренной амортизации для лизингового имущества. Этот шаг, по мнению выступающих, приведет к сжатию рынка лизинга, потере малыми и средними предпринимателями возможности обновлять основные средства, снижению налоговых отчислений, и в конечном итоге, долгосрочных инвестиций в модернизацию отечественной экономики.

Отмена ускоренной амортизации по уже заключенным сделкам приведет к тому, что лизинговые компании столкнутся с необходимостью в короткие сроки осуществить значительные выплаты в бюджет. Так как входящие денежные потоки останутся прежними, с высокой долей вероятности можно утверждать, что многие из лизингодателей столкнутся с существенными проблемами и могут обанкротится. Уход с рынка лизинговых компаний ударит и по банкам, потому что лизинговые компании сегодня выступают буфером и администратором по обслуживанию кредитов, которые они привлекают для покупки машин и оборудования.

По данным РосБР, объемы выдачи кредитов для лизинговых компаний по программе поддержки малого и среднего бизнеса с 2009 года выросли в 4 раза. Анализ лизинговых сделок рейтингового агентства Эксперт РА показывает, что 75 процентов портфеля в этих сделках составляет лизинг оборудования. Это служит дополнительным аргументом того, что лизинговая деятельность является одним из инструментов обновления основных фондов предприятий и компаний, а значит и одним из путей модернизации экономики. Средние сроки этого способа финансирования составляют от 3 до 5 лет, такие сроки кредитования редко предоставляются малому и среднему бизнесу, в развитии которого государство сегодня заинтересовано.

 

"Надо изучить вопрос как отмена коэффициента ускоренной амортизации отразиться на рисках, вырастут ли невозвраты компаний, и не нанесет ли этот шаг удар по банковской системе", - сказал заместитель директора Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Владимир Чистюхин.

По мнению некоторых выступающих коэффициент ускоренной амортизации, отменен не будет. Скорее всего будут пересмотрен круг компаний, которые его применяют. Вероятно, эта льгота сохранится для компаний, занятых в инновационной сфере. Хотя, как отмечали собравшиеся, понятие инновации также не имеет четкого определения, что может затруднить применение льгот по лизинговым сделкам. 

Выступающие также отмечали, что российский бизнес остро нуждается в возможности приобретения в лизинг технологий и интеллектуальной собственности.

Еще один аспект этой проблемы заключается в том, что, в соответствии с действующим сегодня законодательством применение ускоренной амортизации жестко не связано с обязательством обновлять основные фонды. Поэтому некоторые холдинговые структуры в целях оптимизации налогообложения маскируют под лизинг внутренние сделки, что вызывает законные вопросы со стороны налоговых органов и Минфина.

Министерство финансов рассматривает лизинг как финансовую аренду и считает, что налогообложение должно соответствовать арендным сделкам. Но со времени принятия закона о лизинге в 1998 году, в российской экономике произошли большие изменения. «В законодательство о лизинге необходимо внести поправку, с четким определением понятия лизинга, которым оперируют сегодня все игроки этого рынка», - считает Анатолий Аксаков.

Если мы идем по пути модернизации и инновационной экономики, и говорим о росте ВВП выше 6-7 процентов, то без лизинга как средства инвестиций в основные фонды наших предприятий, не обойтись, уверен Анатолий Аксаков.

По итогам круглого стола был подготовлен проект резолюции