Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Совет по финансовому регулированию и ДКП

О ситуации на рынке потребительского кредитования

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

На 1 ноября 2012 года банковские активы выросли на 19% по сравнению с ноябрем 2011 года. При этом рост объемов потребительского кредита составил 41%, а рост объемов кредитов предприятиям и организациям – 17%. Темпы роста потребительского кредитования в этом году превысят прошлогодние. Если в 2011 году – объемы этого рынка выросли на 37%, то в этом году будет рост на 45–47%.

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков РоссииАнатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков России

Потребительское кредитование было не просто драйвером роста для банковской системы, а фактически стало основным источником дохода. На фоне вялого развития промышленного производства и, соответственно, низких темпов кредитования промышленности основная доля рекордной прибыли российских кредитных организаций (833,7 млрд. рублей за 9 месяцев) была заработана именно розницей.

Рост рынка кредитования основан на средствах ЦБ и Минфина. Объем задолженности банков перед государством и ЦБ вырос в два раза и составил порядка 3,5 трлн. рублей, в то время как год назад эта цифра была на уровне 1,7 трлн. рублей. С января по сентябрь средствами клиентов фондировалось только 38% новых активов и 31% приходился на средства ЦБ и Минфина.

Таким образом, динамика роста розницы с начала года минимум в 1,5–2 раза превышает результаты остальных сегментов кредитного рынка. По итогам года портфель кредитов физлицам достигнет 7 трлн. рублей, а доля в совокупном кредитном портфеле — 21–22% (1 января 2012 года было 19%). Из этой суммы около 1,6 трлн. рублей приходится на ипотечный кредит, 800 млрд. рублей – на автокредиты. Еще около 500 млрд. рублей – это жилищные кредиты, которые обеспечены не жильем, а инвестиционными контрактами (например, дольщиков). В течение 2–3 лет такие кредиты, как правило, превращаются в ипотечные.

Таким образом, около 60% рынка, или 4 трлн. рублей, – это необеспеченные краткосрочные кредиты. Именно этот сегмент характеризуется наибольшим ростом – около 58% по итогам года. В нем особенно выделяется подсектор карточного кредитования (задолженность – около 600 млрд. рублей). Рост здесь по итогам года может составить 80%.

Высокий интерес банкиров к доходности данного бизнеса связан не только с более высокой процентной маржой. Во-первых, потребительское кредитование в наибольшей степени среди остальных сегментов кредитного рынка дает банкам возможность увеличивать долю комиссионных доходов за счет предложения сопутствующих страховых услуг (страхование жизни, потери трудоспособности и т.п.). А, как известно, комиссионные доходы — это наиболее стабильный компонент в кризисных или сложных условиях. Многие банки, не желая делить доходы со страховыми компаниями, идут по пути создания либо покупки собственного страхового бизнеса. По последнему пути пошли крупнейшие госбанки — Сбербанк и Россельхозбанк. И многие участники страхового рынка прогнозируют, что уже через пару лет именно госбанки станут на нем крупнейшими игроками.

Во-вторых, до недавнего времени розничный сегмент давал банкам и другое преимущество — возможность активно наращивать масштабы бизнеса без существенного ущерба для Н1. Введение повышенных коэффициентов при расчете достаточности капитала для необеспеченных кредитов, а также планируемые ужесточения подходов регулятора к созданию РВПС ударят с нового года по потребительскому кредитованию, требуя от банков дополнительного запаса собственных средств при финансировании операций с повышенным риском.

Качество кредитного портфеля при этом, согласно банковской информации, не ухудшается: доля просроченной задолженности упала к концу третьего квартала до 4,4%. Однако риски ухудшения качества кредитов остаются в связи с ростом «закредитованности» заемщиков. Россияне все чаще берут повторные кредиты, не завершив обслуживание взятых ранее. На 1 ноября 2012 года количество заемщиков с пятью и более кредитами приблизилось к 8%, тогда как в январе этот показатель был почти вдвое ниже – 4,8%. Число граждан с двумя кредитами составляет большую часть всех заемщиков. Наибольший уровень просрочки по потребительским кредитам характерен для Калининградской (7,9%), Кемеровской (6%), Самарской (6%) областей и Москвы (6%).

В то же время просрочка по ипотеке снижается и остается рекордно низкой – не более 1,5%. Однако в данном случае необходимо проявлять осторожность в оценках. Кризис 2008–2009 годов показал, что этот показатель имеет тенденцию к стремительному росту в ситуации экономического кризиса. В условиях снижения заработной платы и роста безработицы он может вырасти десятикратно – до 10–15%.

В 2013 году следует ожидать сохранения дефицита ликвидности и снижения достаточности капитала, в результате чего возможен рост ставок по банковским кредитным продуктам и, как следствие, сокращение спроса на них. В итоге прирост активов в банковской системе сократится.

Эксперты прогнозируют в дальнейшем снижение темпов роста рынка потребкредитования до 25—30% в 2013 году в связи с удорожанием ресурсов и ужесточением требований к капиталу.

Быстрый рост объемов потребительского кредитования и медленный рост доходов населения может привести в будущем к увеличению числа проблемных займов. Реальные располагаемые денежные доходы в сентябре 2012 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 3,6%, в то время как прирост кредитов физическим лиц составил 41,7%. В 2011 году средний доход российского гражданина и средний размер потребительского кредита были сопоставимы — в районе 22—23 тыс. руб. В 2012 году при средней месячной зарплате 23,6 тыс. рублей средняя задолженность по потребительскому кредитованию достигла уже 38 тыс. рублей.

Меры по охлаждению рынка потребкредитования, которые предпринял Банк России

В начале года Банк России прогнозировал, что средний рост кредитного рынка по итогам года не превысит 20–25%. Поэтому значительной большие темпы роста потребительского кредитования стали для него неприятной неожиданностью.

В отсутствие федерального регулирования и торможения с принятием специальных законов, призванных снизить кредитные риски, Банк России вынужден использовать те инструменты регулирования, которыми располагает – требования к достаточности капитала и к резервам на возможные потери по ссудам.

С 1 марта 2013 года ЦБ РФ планирует удвоить резервирование по необеспеченным розничным ссудам. Одновременно будут повышены коэффициенты риска по таким кредитам в зависимости от размера их полной стоимости для заемщиков. Для наиболее дорогих кредитов коэффициент составит – 2,5. С апреля 2013 года предполагается повысить величину операционного и рыночного риска.

Одновременно ЦБ хочет получить право ограничивать сверху ставки по депозитам граждан, за счет которых часть банков и предоставляет кредиты населению. По замыслу регулятора, все эти меры должны немного охладить разогретый не в меру рынок розничного кредитования.

В первую очередь последствия нововведений почувствуют банки с текущим низким значением норматива Н1: достаточность их капитала окажется на пороге минимально допустимых 10%, и эти банки соответственно не смогут расширять объем операций. Те, у кого достаточность капитала находится на высоком уровне, "в моменте" не пострадают, но расширение кредитования населения будет соответственно съедать больший объем капитала.

В ответ представители специализированных розничных банков просят ЦБ хотя бы на время отказаться от ужесточения подходов к оценке рисков, поскольку это может привести к сокращению кредитования населения банками, а также к росту теневого сегмента кредитования. Люди, нуждающиеся в потребкредите, по мнению банкиров, начнут обращаться в микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды, которые предоставляют услуги по более высоким ставкам. Кроме того, банкиры предлагают регулятору не применять повышенные коэффициенты риска по кредитам заемщикам, которые имеют положительную кредитную историю. Для остальных кредитов главы пяти банков предлагают реформировать порядок расчета их полной стоимости, то есть исключить из расчета платежи по необслуживаемым ссудам и считать их, исходя из фактических поступлений по ссудам, а не расчетных. Эти меры должны позволить снизить коэффициенты риска для банков, а значит, и уменьшить нагрузку на их капитал.

Повышение норм резервирования на возможные потери по ссудам с одновременным повышением коэффициентов риска по тем же самым операциям является своего рода двойным ударом по банкам, основная часть бизнеса которых связана с потребкредитованием. Банки считают, что планируемыми мерами ЦБ нарушит баланс на рынке. Отсрочка введения новых правил игры до второй половины 2013 года может отчасти решить проблему, поскольку даст кредитным организациям необходимое время на увеличение капитала. Ведь чтобы нарастить капитал, нужны не только деньги, но и время: это в том числе и бюрократический процесс.

По мнению Ассоциации региональных банков России, ЦБ должен избрать дифференцированный подход по введению новых требований в зависимости от бизнес-модели банка. Банки, специализирующиеся на розничном кредитовании, имеют специфическую структуру кредитного портфеля. Более 80% кредитов – это кредиты гражданам. Следовательно, на них новые правила оказываются наиболее существенное влияние, и им требуется больше времени для того, чтобы его компенсировать (привлечь капитал, снизить темпы роста или изменить бизнес-модель). Фактически Банк России подошел к изменению регулирования формально без учета различия в бизнес-моделях банков.

Развитие законодательства

Активность Банка России отчасти носит вынужденный характер. Деятельность правительства по подготовке законодательной базы в данной сфере продвигается крайне медленно. Речь идет о нескольких законопроектах:

  • о потребительском кредите,
  • о коллекторской деятельности,
  • о банкротстве граждан,
  • о запрете ростовщичества,
  • о финансовом омбудсмене,
  • о поправках в Гражданский и Уголовный кодексы.

Закон о потребительском кредите восьмой год разрабатывается Правительством. При этом к нему сохраняются вопросы по ряду тем: о праве банков на взимание комиссий и штрафов, о договорной подсудности, об особом режиме для ипотечных и карточных кредитов, о возможности оказания сопутствующих услуг (страхования, ведения банковского счета).

Закон о коллекторской деятельности вообще исчез из планов работы МЭР. В профильном департаменте Министерства поменялась команда, и новые исполнители никак не могут разобраться со старым наследством.

Закон о банкротстве граждан внесен в Думу и принят в первом чтении. Однако к нему сохраняется большое количество замечаний. Прежде всего, необходимо поднимать размер задолженности, при которой гражданин может объявить себя банкротом. 50 тыс. рублей – явно недостаточно. Это близко к средней сумме потребительского кредита. Ее следует увеличить как минимум в 10 раз. В законе отсутствуют барьеры для мошенников, которые хотели бы воспользоваться им для того, чтобы списать долг.

С принятием в первом чтении изменений ГК вновь возникла тема ограничения ростовщичества. Напомню, что в новой редакции статьи 809 были определены ростовщические проценты. Причем право устанавливать размер ростовщических процентов получил суд. Никаких четких критериев в Кодексе не предлагалось.

Мы знаем, как работают наши суды, особенно когда дело касается банковских вознаграждений. Поэтому наделять суд правом устанавливать размер ростовщических процентов, считаю недопустимым. В этой ситуации Ассоциация региональных банков России должна была реагировать. У нас было две возможности:

  • либо завить о необходимости вообще отказаться от ограничения ростовщичества. Считаю, что политически это слабая позиция. Поскольку банкиры, которые выступают за отмену ростовщических процентов и не предлагают ничего в замен, не получат поддержку ни в Думе, ни в обществе,
  • либо предложить собственный порядок установления ростовщического процента, который приемлем для банков и финансового сектора и не предполагает участия судей в процессе.

Такой порядок мы нашли во Франции, где основную роль играет Центральный банк. Он собирает информацию о среднерыночном проценте, а потом умножает его на два. Причем такой расчет делается для разных групп кредитных продуктов.

По нашей оценке, такой подход был бы приемлем для всех банков. Более того, позже Банк России вышел с инициативой рассчитывать достаточность капитала в зависимости от ставки по кредитам. Понятно, что при наличии ростовщических ограничений такая мера является избыточной. Если в законе описана ростовщическая ставка, то все кредиты по меньшей ставке являются приемлемыми и должны считаться одинаково. Для банков более эффективным было бы «разменять» закон о ростовщичестве на поправки в Инструкцию 110-И.

Закон об омбудсмене дает другой пример. Здесь написание документа фактически ведется наспех без изучения международного опыта и понимания, какая модель является наилучшей для России. Нужно остановиться, посмотреть, как это делается за рубежом и только после этого принимать решение.

В целом работа над финансовым законодательством идет очень сложно и медленно. Думается, что у этого есть одна причина, по которой законопроекты идут с таким трудом. Она кроется в процедуре законопроектной работы. В этом смысле нам стоит поучиться у Евросоюза: европейцы сначала очень внимательно работают над концепцией будущего закона и только потом пишут его. В концепции профильные ведомства определяют, какие задачи и проблемы они хотят решить этим документом, оценивают последствия от его принятия, написание законопроекта – это дело юридической техники.

У нас концепция представляет собой документ на несколько страниц, это формальная бумага, которая нужна ведомству для получения одобрения на разработку законопроекта. Поэтому на момент разработки документа нет четкого представления, какую задачу надо решить и какими способами.

С учетом медленной работы над законопроектами Ассоциация региональных банков России предлагает сосредоточиться на работе над типовыми договорами потребительского кредита. Такие договоры нужно принять хотя бы для трех продуктов – необеспеченного срочного кредита, карточного кредита и кредита, обеспеченного движимым имуществом.

В чем состоит идея. В обсуждении типового договора примут участие все заинтересованные ведомства и прежде всего судебные инстанции. При обсуждении его условий можно напрямую согласовать с ними все спорные вопросы – по комиссиям, по подсудности и т.д.

Защита конкуренции в секторе потребительского кредитования

С учетом действий Банка России и государства остро встает вопрос о защите конкуренции в секторе потребительского кредитования. С одной стороны, Банк России стремится охладить рынок потребкредитования. С другой, госбанки – Сбербанк и ВТБ – объявили о масштабном выходе на рынок POS-кредитования. К примеру, ВТБ недавно преобразовал свою "внучку" Бежица-банк в банк "Лето", который будет специализироваться на этом виде активных операций. То есть получается, с одной стороны, государство утверждает, что рынок розничного кредитования перегрет и его надо охлаждать, а с другой – госбанки, наоборот, выходят на этот рынок и вкладывают деньги в развитие этого бизнеса. Таким образом, по факту государство одной рукой убирает конкурентов-частников, а другой оно никоим образом не одергивает подведомственные ему кредитные организации. Ситуация более чем двусмысленная.

Кроме того, частные банки волнует то, что меры, которые начнут действовать в следующем году, поставят заслон, своего рода шлагбаум на пути продолжения быстрого роста частных банков. Пока частные кредитные организации будут изыскивать резервы для увеличения собственных средств для дальнейшего роста, на рынке уже закрепятся другие игроки – госбанки. Очевидно, что такое положение противоречит принципам добросовестной конкуренции, ведь частные и государственные банки находятся в неравных условиях, причем не только с точки зрения доступности средств для повышения капитала.

Защита прав кредиторов

Банк России и правительство заявляют, что озабочены кредитными рисками в сфере потребительского кредитования. При этом ничего не делается для того, чтобы снизить эти риски и защитить права кредиторов. Точнее, выбирается самый простой вариант – ограничить возможности банков по кредитованию. Чем меньше кредитов – тем меньше рисков.

Необходимо начать защищать не только права потребителей, но и права кредиторов. Среди необходимых мер следует перечислить:

  • законодательное закрепление прав коллекторских агентств,
  • упрощение взыскания на залоги, в том числе во внесудебном порядке и без участия нотариусов,
  • ускорение и упрощение судебных процедур и введение судебного производства на основании письменных документов,
  • ускорение исполнительного производства и реализации обеспечения,
  • усиление уголовной ответственности для кредитных и залоговых мошенников.

 

P.S. Материал подготовлен к заседанию совета Ассоциации региональных банков России в декабре 2012 года.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку