Свет в конце тоннеля

23/12/12 22:23

На декабрь этого года всевозможные провидцы, астрологи и иже с ними «запланировали» конец света – то ли по календарю майя, то ли по еще какому-то таинственному источнику.

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков РоссииАнатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков России

До назначенной даты еще далеко, однако рискну предположить, что вместо конца света мы с вами проведем декабрь куда более традиционно, встречая Новый год.

Високосный 2012 год подходит к концу. Он был сложный, как и «положено» високосному году. В том числе – с финансовой точки зрения. И во многом напоминал тот самый стакан из известной притчи, про который пессимисты полагают, что он наполовину пуст, а оптимисты – что он наполовину полон.

2012 год был трудным. Он не стал ни катастрофой, ни форс-мажором. Кредитование развивалось, совокупный депозитный портфель российских банков вырос, просрочка по долгам по-прежнему оставалась чрезвычайно высокой, но работа с ней шла и продолжается.

По сути, 2012 год стал временем определения основных вызовов, стоящих перед российской банковской отраслью. Найти эффективный ответ на эти вызовы – задачи наступающего 2013 года.

Что же это за вызовы?

Российским банкам предстоит учиться жить и развиваться в условиях достаточно жесткого регулирования, требований к уровню капитализации и достаточности капитала. В том числе многим малым и средним банкам предстоит найти пути повышения собственной капитализации, эффективные варианты слияний, поглощений, интеграции, работы с внешними инвесторами. Загодя адаптироваться к стандартам Базель III: определенная жесткость правил игры на финансовом рынке – это явно долгоиграющий тренд.

Банки уже четыре года живут в условиях отсутствия дешевого фондирования. Для многих одним из основных источников фондирования становятся депозиты физических и юридических лиц. Это автоматически требует от банков более качественно работать в сфере кредитования, усиливать эффективность риск-менеджмента и одновременно снижать издержки.

Банкам предстоит продолжать развивать все виды комиссионного бизнеса, а это, по сути, переводит основной вопрос конкуренции банка из сферы цены продукта в сферу качества сервиса, качества обслуживания. Вопрос о ставке уходит на второй план, на первый выходят вопросы удобства, скорости обслуживания, безопасности денег. А с учетом мощного развития Интернета и всей палитры средств мобильной связи – в сфере банковского сервиса конкуренция перемещается в область дистанционного банковского обслуживания, которое должно быть удобным, дружелюбным, быстрым и, одновременно, безопасным. Не знаю, насколько скоро на рынке потребительского спроса будет доминировать поколение Y, о котором сейчас так много говорят, но сегодня уже практически нет поколений, не приобщенных к Интернету и мобильным коммуникациям. Это – вызов уже дня сегодняшнего, а не завтрашнего.

Несомненный вызов для всей экономики, а значит – и для банков, – вступление России в ВТО. Это проверка нашего бизнеса на прочность в мировых условиях, на его способность к выживанию и готовность работать на открытом рынке. При всех трудностях, которые может вызвать вхождение нашей страны в ВТО, надо отдавать себе отчет: сегодня – время открытых экономик, это неизбежность, и только открытая экономика имеет настоящие стимулы к развитию, к повышению своей конкурентности.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER