Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

2013: актуальные вопросы банковского рынка

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

24 мая текущего года в Москве, в Президент-отеле состоится очередное общее собрание Ассоциации региональных банков России.

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков РоссииАнатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков России

Приедут представители банковского сообщества со всей страны. Вместе с ними весь последний год шла конструктивная, очень плодотворная совместная работа, в том числе – и совместно с Центральным банком, с исполнительной властью страны. Я хотел бы поблагодарить наших банкиров, всех работников банковской системы, за самоотверженную, ответственную работу, за очень важную деятельность, которую они осуществляли в течение этого периода. И уверен, что те вопросы, которые мы вместе обсудим, и решения, которые примем, будут очень важными для будущего не только банковской системы нашей страны, но и всего российского государства.

Мы очень плодотворно работали с Центральным банком. Многие решения, которые готовились регулятором, корректировались с учетом замечаний Ассоциации региональных банков России. Например, внедрение Базеля-3 происходит не одномоментно, не стремительно, а постепенно, поэтапно.

Я хотел бы также напомнить, что в течение этого года были приняты некоторые законы, которые были направлены на то, чтобы развивалось ипотечное кредитование. Был принят закон, по которому передвинут срок реализации одной из статей закона о национальной платежной системе, и благодаря этому с 1 января текущего года банки не обязаны в обязательном порядке предоставлять информацию о всех транзакциях; они еще имеют возможность поработать в течение текущего года по старым правилам, адаптировать свою работу к этому закону.

Сейчас в первом чтении принят закон о потребительском кредитовании. Он также готовился силами Ассоциации региональных банков. В первом чтении принят и дорабатывается закон о консолидированном надзоре, где также учитываются интересы кредитных организаций. Полагаю, что в текущем году будет принят целый пакет законов, направленных на то, чтобы залоговое законодательство наконец-то стало в полной мере отвечать интересам кредиторов. Значит, снизятся риски, и, соответственно, наши банки с большим интересом будут кредитовать своих заемщиков.

Мы практически договорились с правительством и Центральным банком о том, что хранение документов банками будет осуществляться на электронных носителях. Это заметно снизит накладные расходы кредитных организаций. Решение соответствующее принято, я думаю, что в ближайшее время оно будет реализовано в виде закона.

Мы сейчас работаем над тем, чтобы совместными усилиями с правительством и с Центральным банком разработать новую стратегию развития финансового рынка. И в этой работе опять же рассчитываю на поддержку банковского сообщества, экспертов сообщества, для того чтобы получился выверенный документ в интересах системы, в интересах страны, а значит в интересах наших людей.

Есть и другие вопросы, которые требуют широкого обсуждения и очень активной работы банковского сообщества. Например, широкого обсуждения требует тема консолидированного надзора. В законопроекте появляется понятие «мотивированное суждение», которое будет применяться при сделках, вызывающих у регулятора подозрения на предмет концентрации крупных кредитных рисков. Поэтому банкирам нужно будет внимательно посмотреть предлагаемые законопроектом формулировки и, если что-то не нравится, подсказать нам. Надо понимать, что в любом случае институт мотивированного суждения начнет реализовываться в ближайшее время, полагаю, что во второй половине текущего года.

Еще более серьезная тема – это мегарегулятор. Центральный банк будет регулировать и надзирать за всеми сегментами финансового рынка (банковский рынок, фондовый рынок, страховой рынок, рынок микрофинансовых организаций). Я поддержал эту идеологию, надеюсь на то, что Центральный банк сможет навести порядок и на страховом рынке, и среди профессиональных участников финансового рынка. Будет наведен порядок и в деятельности микрофинансовых организаций. Но при этом есть опасения, что такой креативный рынок, как фондовый, может попасть под консервативное давление Центрального банка, который объективно привык работать как консервативный орган. Соединение очень консервативного регулятора и очень креативного рынка может создать проблемы. Поэтому очень важно бережно (в данном случае я обращаюсь к регулятору) отнестись к нашему молодому, но очень такому креативному фондовому рынку, для того, чтобы все новации, которые есть в мире, активно здесь развивались. Надеюсь, что наши финансисты будут также предлагать всевозможные новые инструменты для развития фондового рынка, повышения его привлекательности.

Еще одна дискутируемая тема связана с принятием закона о незаконных финансовых операциях. Закон принимается в связи с решениями международной организации по борьбе с отмываниями. И в принципе мы этот закон не принять не можем, если не хотим, чтобы нас исключили из числа добросовестных участников организации. Понятно, что если нас исключат, то могут возникнуть проблемы во взаимоотношении с зарубежными партнерами; например, российским банкам закроют корреспондентские счета. Поэтому закон надо принимать, но – в такой редакции, которая не должна тормозить развитие рынка. На мой взгляд, компромиссное решение по вопросу банковской тайны состоит в том, что, с одной стороны, силовые структуры такой доступ получают в случае осуществления оперативно-разыскных мероприятий, а с другой стороны, такой доступ может быть получен только по решению суда. Суд является фильтром в этом вопросе, и я выражаю надежду, что суд будет объективным фильтром, не позволяющим недобросовестным структурам иметь доступ к банковской тайне в тех случаях, когда это не имеет смысла для обеспечения государственных интересов.

В этом году предстоит много работы. Я еще раз призываю всех банкиров, всех банковских специалистов участвовать в ней максимально активно.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку