Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Чего мы ждем от Центробанка

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

Снижение норматива достаточности капитала, перенос реализации Базеля III и наращивание инвестиций в экономику — эти меры необходимы, чтобы поддержать банковский сектор России.

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков,
депутат Госдумы России,
президент Ассоциации региональных банков России

С рынком воевать бесполезно, и Центробанк сделал совершенно правильно, что подчинился ситуации и не стал удерживать рубль. Сейчас финансовые власти ловят дно и ищут точку равновесия. А мы, в свою очередь, ждем, что они предпримут, когда эта точка равновесия будет найдена. От их действий, безусловно, зависит, какое влияние окажет очередная девальвация рубля на финансовый рынок, да и в целом на экономику.

В первую очередь банковское сообщество надеется, что регуляторные послабления, которые временно ввел Центробанк, будут продлены, причем, не на один квартал, как это обычно делается, а по крайней мере до середины следующего года. Это время необходимо банкам, чтобы оглядеться, чтобы оценить ситуацию на мировом рынке и в соответствии с этим скорректировать свою стратегию. Прежде всего речь идет о требованиях, оказывающих влияние на определение норматива достаточности капитала.

Я уже не говорю про то, что Банк России мог бы и снизить требования по данному нормативу. Если мы посмотрим на страны Евросоюза, то увидим, что там этот показатель равен 8%. В США требования еще либеральнее.

Вторая важная мера, которой Центробанк мог бы поддержать банковский сектор, это перенос реализации некоторых требований Базеля III. Часть новых обязательств Россия должна принять с 1 октября этого года, часть — с 1 января 2016 года. Но в текущей ситуации это ужесточение окажет сильное давление на капитал банков, соответственно будет тормозить возможности кредитования экономики. Давайте вспомним: замысел присоединиться к Базелю III состоял в том, чтобы, в том числе, сделать российскую банковскую систему привлекательной для западных инвестиций. Но сегодня иностранные инвесторы не глядят в нашу сторону, и то, что мы перейдем к Базелю III, положения не исправит. Да, есть моральный аспект: Россия — член «двадцатки» и поэтому должна выполнять необходимые требования. Но не более ли морально поддержать собственную банковскую систему? Опять-таки, если мы посмотрим на западный опыт, то увидим, что и США, и европейские страны не церемонились с соблюдением Базеля III, если это создавало проблемы для их банков.

Но ключевая задача, стоящая перед финансовыми властями,— перестроить свою работу по поддержке экономики. Что мы видим сегодня? Экономика тормозит, доходы бюджета падают, власть сокращает расходы, что приводит к еще большему сжатию экономики. Банки в этих условиях сокращают кредитование, опасаясь ухудшения положения заемщиков. Экономика еще больше тормозит. Этот порочный круг может разорвать государство через систему решительных шагов.

Власти должны стимулировать спрос, прежде всего наращивая инвестиции. Источником денег мог бы стать Центробанк, если бы выделял льготные кредиты институтам развития, и в первую очередь ВЭБу. Конечно, необходимы координация действий ЦБ и правительства, а также жесткий контроль, чтобы деньги, предназначенные для инвестиционных проектов, не ушли на валютный рынок. И, главное, ведь мы видим, что спрос на инвестиции есть. Например, в Фонд развития промышленности, имеющий капитал 20 млрд рублей, поступило заявок более чем на 300 млрд рублей. Но пока я не слышал, чтобы этот фонд собирались пополнять после того, как он будет вычерпан. К тому же у нас есть масса импортозамещающих и инфраструктурных проектов на триллионы рублей, которые можно было реализовывать на концессионных и иных самоокупаемых началах при поддержке ВЭБа, использующего средства ЦБ. Плюс самое активное задействование корпорации развития малого и среднего бизнеса в проектах меньшей величины. И все зашевелится, заработает.

Рост инвестиционного спроса потянет за собой и рост потребительского спроса. Реализация этих мер, поддержав экономику, поддержит и весь банковский сектор, но самое главное будет формировать атмосферу развития, созидания, уверенности, что само по себе является мощным фактором, определяющим инвестиционную привлекательность страны.

Анатолий Аксаков в "Клубе экспертов" Bankir.Ru

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку