Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Тектоника Набиуллиной

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

Депутат Анатолий Аксаков — об итогах работы Эльвиры Набиуллиной на посту председателя ЦБ за прошедшие пять лет

Опубликовано: Известия

Президент РФ Владимир Путин принял решение продлить полномочия Эльвиры Набиуллиной на посту председателя Банка России еще на пять лет. Эта должность является одной из ключевых в государстве, ведь от деятельности Центрального банка в значительной степени зависит состояние российской финансовой системы, да и экономики целом. И деятельность ЦБ сродни работе сапера — ошибочные решения могут дорого обходиться для нашей экономики, населения.

Эльвира Сахипзадовна возглавила Центральный банк в июне 2013 года в сложное для мировой и российской экономики время. И несмотря на то, что в этот непростой период шаги, предпринимаемые Центробанком, зачастую критиковались экспертами и общественностью, Набиуллина твердо и решительно проводила намеченный курс на стабилизацию экономики.

В результате Центробанку удалось добиться макроэкономической и финансовой стабильности. Существенное значение имеет то, что уже со II квартала 2016 года темпы роста ВВП вышли в положительную область, причем если в III квартале они составили 0,2%, то в IV квартале ускорились до 0,6%. Есть основания полагать, что тенденция к восстановлению российской экономики в ближайшие годы приобретет более устойчивый характер.

С осени 2013 года Центробанк стал постепенно отказываться от фиксированного курса рубля. Введение плавающего курса позволило провести девальвацию рубля, сохранив при этом золотовалютные резервы. Тогда как в кризис 2008–2009 годов, напомню, было потрачено более $200 млрд. из золотовалютных резервов на осуществление «плавной» девальвации. Кроме того, рыночный курс показывает реальную стоимость рубля.

Эльвира Набиуллина нашла в себе мужество провести серьезную работу по решению проблем банковской системы, в том числе в ее регулировании, надзоре, денежно-кредитной политике. Ей пришлось тяжело, так как ворох проблем накапливался многие годы. И самая главная из них в том, что новая банковская система начала формироваться не на самой здоровой основе. Ведь для регистрации банка практически достаточно было иметь комнату, компьютер и «нарисованный» капитал.

Под ее руководством ЦБ провел несколько ключевых, приведших, можно сказать, к тектоническим сдвигам в финансовой системе страны, реформ: денежно-кредитной политики, оздоровления банковского сектора, акционирования негосударственных пенсионных фондов, реформу надзора и страхового рынка.

Скажем, о необходимости создания мегарегулятора на финансовом рынке говорили лет десять. Однако лишь при Набиуллиной всего лишь через два месяца (в сентябре 2013 года) ЦБ стал финансовым мегарегулятором. Его создание дало возможность эффективно и системно управлять финансовыми рынками. Было проведено очищение банковского сектора от недобросовестных банков, в результате чего ЦБ отозвал лицензии более чем у 300 банков. Причем в 70% случаев причиной отзыва было обслуживание теневой экономики. В результате, по данным ЦБ, размеры незаконного вывода средств за рубеж в рублевом выражении сократились в 9 раз: с 1,7 трлн рублей в 2013 году до примерно 183 млрд рублей в 2016 году, а обналичивания — с 1,2 трлн до чуть более 0,5 трлн рублей.

Все это позволило навести порядок и в тех сегментах финансового рынка, которые ранее регулировались в очень малой степени. Например, в сфере негосударственных пенсионных фондов и на рынке страхования, особенно в такой чувствительной области, как микрофинансирование. 

А в ответ на западные санкции была запущена национальная платежная система и выпущена конкурентоспособная отечественная карта «Мир».

Разработанная ЦБ концепция пропорционального регулирования в банковской сфере предусматривает создание многоуровневой банковской системы, которая станет более эффективной, адекватной и более востребованной российской экономикой. В России сейчас действует около 620 банков с разным размером капитала. При этом требования к этим кредитным организациям одинаковые. Но у них разные ниши, разные задачи, разная сложность бизнеса.

Поэтому для банков будут предусмотрены различные правила работы и определяющие их лицензии: базовая — при размере капитала от 300 млн до 1 млрд рублей, а свыше этой цифры — универсальная лицензия. Для каждой категории организаций будет применяться разное регулирование. Требования к банкам с базовой лицензией будут более щадящими, для них предусматривается исполнение нормативов примерно в два раза меньше, чем для банков с универсальной лицензией. Меньше будет отчетности, больше свободы, но при этом будет и ограничение. Они не смогут открывать корреспондентские счета в заграничных банках, осуществлять высокорискованные операции. Главная ниша, основное направление работы этих кредитных организаций — малый и средний бизнес.

ЦБ намерен и дальше проводить оздоровление кредитных организаций. Лучше все-таки сохранить банк, чтобы он продолжал свою работу, чем отзывать у него лицензию, осуществлять процедуру банкротства. При этом важно, чтобы это оздоровление происходило эффективно. Однако действующие процедуры и механизмы, заложенные в законодательстве, не позволяют этого делать.

Есть примеры, когда деньги, выделенные Центробанком в виде кредитов на много лет под довольно низкий процент (0,5% годовых), использовались не для эффективной санации банка, а для улучшения экономического положения самого банка-санатора. По действующему законодательству, банк, который находится в состоянии оздоровления, не обязан выполнять нормативы ЦБ, и в результате он пребывает в тепличных условиях. Многие организации просто не заинтересованы выходить из «состояния оздоровления».

В связи с этим предложен новый механизм, который предусматривает усиление контроля, повышение роли ЦБ в процедурах оздоровления, создание фонда консолидации банковского сектора, формируемого за счет средств Банка России и управляющей компании, которая будет управлять инвестициями в капиталы санируемых кредитных организаций с целью их оздоровления и последующей продажи. Принципиальным моментом является решение о том, что санируемый банк после восстановления капитала должен соблюдать нормативы ЦБ РФ и на равных конкурировать с другими кредитными организациями.

В целом предлагаемая идея призвана сократить объемы средств, выделяемых ЦБ РФ на финансовое оздоровление банков, повысить контроль за целевым использованием этих средств, исключить зависимость оздоровления банков от финансового состояния организаций-санаторов.

В рамках нового срока перед Эльвирой Набиуллиной стоит еще более сложная задача развития банковского сектора. Если сейчас была задача формирования правового, институционального и организационного фундамента для осуществления эффективной денежно-кредитной, макропруденциальной и регуляторной политики, оздоровления и очищения системы, то следующий этап — ее развитие на здоровом фундаменте; это более грандиозная и тяжелая, но при этом интересная задача.

Ситуация в российской экономике сейчас стабилизировалась, но теперь перед нами стоит вопрос ускорения социально-экономического развития страны. В этой связи значительно возрастает и роль ЦБ.

Уверен, что ведущее финансовое учреждение страны под руководством Эльвиры Набиуллиной будет действовать так же уверенно, как и раньше, и принимать нужные и своевременные для экономики страны решения. Госдума может рассмотреть вопрос о продлении полномочий Эльвиры Набиуллиной на посту председателя Банка России в ходе весенней сессии.

Автор — председатель комитета Госдумы по финансовому рынку

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку