Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Валютный союз в ЕАЭС: начало пути

Мурычев Александр Васильевич

Мурычев Александр Васильевич

Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры условий и сокращение традиционных источников экономического роста стали вызовом для российской экономической, в том числе  денежно-кредитной политики и серьезным стимулом для развития экономической интеграции.

Александр Мурычев, вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков России, председатель совета директоров Национального платежного советаАлександр Мурычев,
вице-президент РСПП,
председатель совета Ассоциации региональных банков России,
председатель совета директоров Национального платежного совета

Президент России поручил  Банку России совместно с правительством во взаимодействии с центральными (национальными) банками государств – членов Евразийского экономического союза определить дальнейшие направления интеграции в валютной и финансовой сферах в рамках Евразийского экономического союза с проработкой целесообразности и возможности создания в перспективе валютного союза.

Действительно, углубление интеграции стран России, Белоруссии, Казахстана, Армении, а также других стран приведет к созданию так называемого экономического валютного союза. Валютным союзом принято называть форму международной интеграции, предусматривающую следующее:

- введение единой валюты,

- осуществление единой денежно-кредитной политики, включая создание межнациональных или наднациональных эмиссионных центров,

- согласованность и координация экономической политики.

Создание валютного союза в условиях развития торговых отношений, а также единого рынка капиталов и трудовых ресурсов позволит обеспечить дальнейший рост скорости движения капиталов и инвестиций, снижение валютных рисков и издержек в сделках между корпорациями стран – участниц ЕАЭС, а также создать возможность построения единой наднациональной платежной системы.

При этом созданию валютного союза должна предшествовать реализация определенных задач в национальных экономиках, прежде всего повышение доли расчетов в национальных валютах между резидентами стран – участниц ЕАЭС, в том числе за счет снижения взаимных расчетов в валюте третьих стран. Законодательных барьеров на территории стран-участниц для организации расчетов в национальных валютах нет. Поэтому для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах, в первую очередь, требуется системная работа по снижению валютных рисков, повышению ликвидности валют, увеличение востребованности расчетов в национальных валютах со стороны государства и бизнеса, а также мероприятия по сокращению транзакционных издержек в операциях с национальными валютами.

В настоящее время основной валютой во взаимных расчетах корпораций стран – участниц ЕАЭС является российский рубль. Его доля во взаимных расчетах находится в интервале 50–60%. Задачей валютной интеграции является постепенное замещение в качестве валюты платежа доллара США и евро, которые по удельному весу во взаимных расчетах государств – членов ТС и ЕЭП занимают второе и третье места.

Действенной мерой в этой области может стать внедрение практики использования национальной валюты платежа той страны, резидентом которой является экспортер, при осуществлении внешнеторговых операций в рамках ЕАЭС. Это обусловит необходимость заключения соглашений о валютных свопах между странами – участницами ЕАЭС, а также позволит отказаться от использования кросс-курсов национальной валюты к доллару США для установления курсов валют стран – участниц ЕАЭС.

Помимо увеличения доли расчетов внутри Евразийского экономического союза в национальные валютах, подготовка к созданию валютного союза потребует решения ряда текущих и перспективных задач национальных экономик стран – участниц ЕАЭС, в том числе:

- осуществление согласованной бюджетной, в том числе и фискальной политики;

- установление единой валютной политики по отношению к третьим странам;

- создание инфраструктуры общего платежного пространства, а также обеспечение совместимости национальных платежных систем стран – участниц ЕАЭС.

Тем не менее опыт европейской интеграции показывает, что переход на единую валюту достаточно многоаспектный и длительный процесс, требующий оперативного решения различного рода задач. Так, идеи единой Европы возникли в конце 40-х годов ХХ века, а первая единая европейская валюта, экю, появилась только в 1979 году, спустя 30 лет. При этом она не имела наличной формы. Полноценная же единая европейская денежная единица возникла спустя еще 20 лет – в 1998 году с появлением  евро.

Думаю, надо настраиваться на долгий и серьезный путь.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку