Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Ассоциация «Россия» обсудила перспективы рекапитализации банков с использованием ОФЗ

Анатолий Аксаков провел первое заседание совета Ассоциации «Россия» по денежно-кредитной политике, которое было посвящено обсуждению принятого недавно закона «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации кредитных организаций»

Открывая заседание, президент Ассоциации региональных банков России сказал, что обсуждаемый закон имеет огромное значение для стабильности отечественной банковской системы, ее восстановления и развития. Поэтому так важно продолжать работать с законом, несмотря на то, что он уже принят.

Закон еще должен пройти через Совет Федерации, - сказал Анатолий Аксаков. – Кроме того, для его работы необходимо постановление Правительства. Так что возможность влиять у банковского сообщества еще есть, и мы будем работать над тем, чтобы создать реально действующий механизм повышения капитализации, который бы помог отечественным банкам не только преодолеть сложный этап, но и получить возможности дальнейшего развития.

Последовавшее за вступительным словом обсуждение показало, что закон действительно имеет огромное значение, принят очень вовремя, но, к сожалению, в нем много неопределенностей.

Прежде всего, собравшиеся сошлись на мнении, что требуются уточнения по вопросам оценки размеров необходимой рекапитализации, критериям отбора и контроля за использованием полученных средств.

Микаэль Горский заострил внимание собравшихся, что «повышение капитализации» само по себе не может быть целью. В то же время правильное целеполагание определяет понятные механизмы отбора кредитных организаций для участия в программе и инструменты предоставления и использования помощи.

По мнению Евгения Надоршина, целью закона, как инструмента, лежащего в основе «конвеерного» принятия решений, должна быть поддержка жизнеспособных кредитных организаций – т.е. организаций, нынешние, или потенциальные собственники которой, чтобы сохранить место на рынке, готовы вкладывать в нее собственные финансовые ресурсы и силы. Это не значит, что не нужно поддерживать «социально значимые» банки, просто необходимо определить критерии «социальной значимости».

В то же время, Олег Солнцев отметил, что использование рейтингов в качестве критерия допуска, уже сейчас отсекает многие региональные кредитные организации, что вряд ли положительно отразится на стабильности всей банковской системы России. Для сохранения региональной банковской системы необходимо: во-первых, ввести понятие «региональный банк», во-вторых, определить четкие критерии системной значимости, в-третьих, привлечь субфедервальные власти к выкупу облигаций. Таким образом, использовав опыт региональных властей, отлично знающих ситуацию на местах, можно разделить риски и избежать злоупотреблений.

К оценке текущей ситуации в кредитных организациях, желающих участвовать в программе, целесообразно было бы привлечь и независимую экспертную организацию, имеющую опыт подобной работы. На эту роль можно смело рекомендовать Агентство по страхованию вкладов.

К недостаткам предложенной в законе схемы собравшиеся отнесли то, что банки не получают живые деньги. Весьма призрачна и перспектива обращения ценных бумаг, образующихся в ходе ее реализации, на вторичном рынке, так как не очень понятно, кто может стать их покупателем.

Кроме того, прописанный в законе механизм, ограничивающий возможность изменения состава акционеров банка, сдерживает процессы оздоровления банковской системы за счет консолидации, выхода банков из состава крупных финансово-промышленных структур и перехода от неэффективных собственников к эффективным.

Закон вообще ориентирован на долгосрочную перспективу. В нем не предусмотрена возможность быстрого выхода из программы ни государства, ни самих кредитных организаций. А это потенциально снижает эффективность использования выделенных ресурсов.

Собравшиеся также сошлись во мнении, что рекапитализация тесно связана с проблемой «плохих долгов». И этот вопрос требует безотлагательного решения. Можно обсуждать конкретные механизмы, но балансы банков без сомнения необходимо очистить от нагрузки.

Выработанные в ходе заседания предложения по механизмам, которые должны быть использованы в процессе применения закона, будут объединены и направлены в соответствующие ведомства.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку