Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: Чтобы «обогнать кризис», необходимо обеспечить прямое рефинансирование Банком России даже самых небольших кредитных организаций

Сегодня можно говорить о двух типах реакции суверенных экономик на мировой финансовый кризис. Сильные экономики безоговорочно поддерживают национальные финансовые институты и гарантируют их вкладчиков от каких-либо потерь. Слабые экономики законодательно вводят временные ограничения на досрочное снятие депозитов и спасают лишь отдельные банки.

Объективно российская экономика на сегодняшний день достаточно сильна, – констатирует Анатолий Аксаков, – и не существует фундаментальных причин снижения ликвидности и надежности российских банков. Главное в сложившейся непростой ситуации – перебороть «память предков» и «рефлексы 98-го года».

Оперативное принятие решений является основным условием преодоления кризиса, уверен депутат. И до сих пор ключевые решения по стабилизации ситуации принимались Государственной Думой буквально в считанные дни.

Однако сейчас, – посетовал Анатолий Аксаков, – Банком России предложена двухуровневая модель обеспечения банковской системы денежной ликвидностью. На первом уровне в режиме беззалогового кредитования средства ЦБ поступят в 116 банков (в соответствии с только что принятым Положением № 323-П), которые должны распределяться затем на межбанковском рынке.

Чтобы «обогнать кризис», необходимо обеспечить прямое рефинансирование Банком России даже самых небольших кредитных организаций. А для этого нужно:

  • на время отменить последние требования по необходимости увеличения собственного капитала банков;
  • оперативно создать нормативную базу, регулирующую работу рейтинговых агентств в России и, при распределении ликвидности, перестать ориентироваться на рейтинги американских рейтинговых агентств Fitch Ratings, Standard & Poor’s и Moody's Investors Service и др.

По мнению Ассоциации «Россия», Банк России в настоящее время наделен достаточными полномочиями для того, чтобы немедленно провести аккредитацию национальных рейтинговых агентств и признать их кредитные рейтинги для целей Федерального закона № 171-ФЗ. На национальном рынке рейтинговых услуг сложилась четверка лидеров, представленная рейтинговыми агентствами «Эксперт РА», «РусРейтинг», Национальное рейтинговое агентством (НРА) и рейтинговое агентство «АК&М», кредитные рейтинги и рейтинги надежности которых признаны участниками финансового рынка. Банк России вполне мог бы признать сложившееся на рынке статус-кво и тем самым придать легитимность действующим на рынке рейтинговым агентствам.

  • оперативно предоставлять банкам ликвидность для осуществления текущих платежей;
  • предоставлять банкам среднесрочную ликвидность под залог кредитных портфелей, имущества, в том числе заданий, и контрольных пакетов (до 75%) акций банков.

Многие организации сейчас стоят перед необходимостью погашать кредиты, взятые за рубежом. Чтобы, предоставленная в рамках стабилизационных мер, рублевая ликвидность не утекала на российский валютный рынок и не опускала курс рубля, необходимо:

  • вновь ввести практику обязательной продажи части валютной выручки;
  • кредиты, предназначенные для погашения зарубежных займов, сразу выдавать в необходимой иностранной валюте.

Решая насущные проблемы финансовой отрасли, нельзя забывать о долгосрочной перспективе. Перед российским рынком и законодателями стоит амбициозная задача приведения отечественного законодательства в соответствие с мировыми стандартами.

Прежде всего необходимо в кратчайшие сроки существенно модернизировать режим обеспечения сделок, усовершенствовать режим залога движимого имущества и имущественных прав, определить порядок регистрации прав залога движимого имущества, упростить порядок обращения взыскания и реализации движимого имущества, закрепить возможность залога денежных средств на банковском счете, предусмотреть особенности залога субъективных прав, ценных бумаг и других финансовых инструментов, а также обеспечения в сделках потребительского кредитования.

Другая важная ближайшая задача – принятие закона «О потребительском кредитовании», который должен обеспечить баланс интересов заемщика и кредитора. Он расширит права заемщика на получение информации о стоимости кредитной услуги, а также определить условия возможного отказа от сделки, описать инфрастуктуру рынка потребительского кредитования. В то же время в нем должны содержаться положения, гарантирующие права кредитора. Представляется целесообразным, связать вопросы защиты прав заемщика с повышением защищенности кредитора, достигаемой, в частности, путем модернизации законодательства о залоге и обеспечении исполнении обязательств.

Следует добиваться полного логического и системного соответствия между законодательными положениями, регулирующими все «периоды жизни» потребительского кредита, в том числе включенными в законы о потребительском кредите, о кредитных историях, о коллекторской деятельности, о залоге движимого имущества, об исполнительном производстве, о банкротстве и исполнительном производстве (в части обращения взыскания на имущество и банкротства физических лиц).

Особо серьезный удар мировой финансовый кризис нанес по долгосрочным программам, в том числе кредитованию малого и среднего бизнеса. Подготовленный Ассоциацией «Россия» проект закона «О секьюритизации», может стать основой для создания механизма рефинансирования таких кредитов. Он позволит осуществлять не только локальные сделки секьюритизации кредитных портфелей, но и секьюритизировать активы в нефинансовом секторе (поступления по экспортным контрактам, договорам энергопоставки, концессионным соглашениям, лизинговым договорам и пр.).

Однако все-таки прежде чем начать решать задачи завтрашнего дня, нужно предоставить банкам возможность работать. Всем банкам без исключения, – отметил Анатолий Аксаков.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку