Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

НОМОС-БАНК: четко прописанные нормы Федерального закона «О потребительском кредитовании» укрепят доверие к банковской системе

«НОМОС-БАНК» поддерживает проекты Федеральных законов «О потребительском кредитовании» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредитовании», внесенные депутатом Анатолием Аксаковым в Государственную Думу.

В настоящее время действующее законодательство не в полной мере учитывает всю необходимую специфику регулирования отношений в сфере потребительского кредитования.

В частности, действующее законодательство РФ не предусматривает безусловное право заемщика на досрочное погашение кредита (право на досрочный возврат кредита, как правило, ограничивается условиями кредитного договора). С другой стороны, следует также учитывать, что, в большинстве случаев, Банк при кредитовании использует не собственные денежные средства, а привлеченные (в том числе заемные) на определенных условиях. В связи с этим досрочное погашение кредита может повлечь сложности, связанные с затруднительностью оперативного переразмещения средств, полученных в результате досрочного возврата кредита по инициативе заемщика. В связи с этим представляется разумным предусмотреть право Банка включить в кредитный договор условие об обязательном предварительном предупреждении заемщиком о намерении досрочно погасить кредит.

Также представляется целесообразным устранить несоответствие объема прав кредитора по отношению к объему прав заемщика, что может на практике привести к злоупотреблению имеющимся у Банка правом (например, при начислении пеней и штрафов, изменении процентной ставки, установлении повышенных, так называемых штрафных процентов, при досрочном истребовании кредитов).

Следует обратить внимание также наличие несогласованных и нерациональных требований законодательства, связанных с информированием заемщика; регулирование при оказании «сопутствующих» услуг не отвечает интересам сторон кредитного договора. Также следовало бы более детально урегулировать некоторые вопросы внесудебного порядка рассмотрения споров с заемщиками-потребителями и некоторые другие.

В законодательстве отсутствуют правовые институты кредитного брокера и коллекторского агентства.

Все это подрывает доверие потребителя к законодательной и финансовой системе, создает условия к недобросовестной конкуренции в этой сфере.

Внесенный законопроект призван разрешить указанные проблемы и устранить названные недостатки. В частности, проект Федерального закона «О потребительском кредитовании» успешно решает проблемы разработки специальных норм права, направленных на защиту прав и законных интересов заемщиков-физических лиц и кредиторов, создания условий для предотвращения недобросовестной конкуренции в сфере потребительского кредитования. При этом за счет внесения необходимых изменений в смежные Федеральные законы удалось достичь системного соответствия между различными законодательными актами, регулирующими все этапы оформления и обслуживания потребительского кредита.

Четко прописанные нормы Федерального закона «О потребительском кредитовании», а также внесенные изменения в другие законодательные акты позволят защитить интересы не только кредиторов, но и заемщиков; сократят количество спорных ситуаций; будут способствовать укреплению доверия к банковской системе; позволят вернуться с большей степенью вероятности к докризисным объемам потребительского кредитования и соответственно снижению процентных ставок по кредитам.

При этом «НОМОС-БАНК» отмечает, что некоторые пожелания, высказанные им в замечаниях к законопроекту, не были учтены, что привело к не полной ясности и четкости некоторых формулировок закона. Например, по вопросам о размере платежей потребителя по сопутствующим договорам; по вопросам некоторой нечеткости формулировок о суммах и сроках, ухудшении имущественного положения потребителя, которые могут вызвать споры в процессе применения; по вопросу определения «связанного договора». Также были представлены предложения по отражению в проекте закона вопросов по отбору страховых компаний; расширению перечня рисков, которые необходимо страховать (например, страхование титула) и некоторые другие.

Учитывая вышеизложенное, рассчитываем, что в процессе доработки пакета законопроектов, направленных на регулирование сферы потребительского кредитования, законодателями будут учтены обнаруженные нами несоответствия и приняты во внимание данные нами предложения.

Вместе с тем, выражаем полную поддержку рассматриваемому пакету законопроектов и рассчитываем на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Попова Елена Евгеньевна, заместитель директора Юридического департамента - начальник Управления правового сопровождения кредитных операций «НОМОС-банка»

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку