Грамотность финансистов: как Центральный Банк и Ассоциация региональных банков России будут учить собственников и топ-менеджеров кредитных организаций стратегическому планированию и сокращению издержек

13/01/16 23:13

Ситуация на рынке и Центральный Банк заставляют задуматься банкиров о стратегиях и новых знаниях. О программе специальных семинаров для владельцев и топ-менеджеров банков на региональных площадках ГУ ЦБ рассказывает Первый вице-президент Ассоциации Региональных Банков России Георгий Медведев.

- Ассоциация региональных банков России стала одним из организаторов программы по повышению уровня деловой компетенции банкиров. Что это за программа?

- Некоторое время назад мы в Ассоциации обратили внимание на то, что сегодня, в условиях кризисных явлений в финансовом секторе, важным элементом управления является способность руководителей и собственников финансовых институтов взвешенно принимать решения. Для этого им нужны дополнительные знания. На эти вопросы, в принципе, также обратил внимание Центральный Банк. Три года назад, в декабре 2012 года, проведя анализ финансового кризиса 2008-2009 годов, Банк России издал Указание № 193-Т «О Методических рекомендациях по разработке кредитными организациями Планов восстановления финансовой устойчивости», согласно которому банки должны разработать собственные планы самооздоровления, включающие стратегию деятельности на длительный период. У собственников и топ-менеджеров должны быть выработаны ориентиры, которые они планируют достичь в ходе развития своих кредитных организаций. Сюда входит и капитал, и все прочие показатели. Несомненно, экономические условия на рынке, ситуация вокруг конкретного банка меняются, и поэтому на каждый год кредитное учреждение должно вносить изменения в годовой бизнес-план, но при этом продолжать развитие основываясь на долговременных целевых ориентирах. На это обратила внимание и глава Центрального Банка Эльвира Набиуллина, когда только заняла свой пост. В принципе, это являлось своего рода стратегическим указанием. Сегодня многие кредитные институты испытывают проблемы с оценкой рынка, своей клиентской базы, сегмента, в котором они работают - ритейл ли это или корпоративный сектор. Все это говорит о том, что зачастую в банках нет устойчивой стратегии действий, происходит метание и брожение. И в этой ситуации Ассоциация считает целесообразным провести семинары для собственников и топ-менеджеров банков, на которых бы разъяснялось, что можно и нужно сделать для того, чтобы снизить издержки, разработать ориентиры, позволяющие четко структурировать внутреннюю систему банка. Также важно построить работу с персоналом - заново подтвердить специализацию сотрудников, провести аттестацию и, возможно, сертификацию, то есть оценить уровень знаний и компетенции. Все это необходимо для повышения производительности труда. Замечу, что в последнее время во многих больших кредитных организациях уже давно стремятся предусмотреть в трудовых контрактах пункт о самообразовании сотрудника, вводят собственные образовательные программы для топ-менеджеров, направленные на внедрение новых методов и современных способов ведения банковского бизнеса. Ассоциация предложила Центральному Банку на базе главных управлений ЦБ в федеральных округах организовать и провести серию семинаров, на которых наши специалисты, специалисты Всемирного банка, специалисты Института Адизеса расскажут собственникам о том, как в условиях кризиса построить модель более эффективного бизнеса, как можно структурировать бизнес, как можно оценить ситуацию и насколько быстро можно и нужно реагировать на изменение конъюнктуры. Например, по теории Адизеса любая компания, как и человек, испытывает различные циклы своего роста, возмужания, старения и, будем говорить откровенно, сталкивается с проблемой возможной деградации. Это жизнь, она касается и бизнеса. И поэтому некоторые элементы теории мы хотим предложить практикам от бизнеса. Мы считаем, что это очень полезно. Это некий элемент высшей финансовой грамотности для руководителей и собственников. Мы считаем это ключевым фактором, который влияет на финансовую устойчивость и устойчивое развитие банка, а также одновременно повышает производительность труда сотрудников и снижает издержки. Вот наша задумка. И мы получили согласие Центрального Банка на проведение этих семинаров. Руководители главных управлений и специалисты Банка России заинтересованы в общении с собственниками банков, чтобы из первых рук дать им информацию о модели взаимоотношений регулятора с банками, потому что его требования капиталу становятся все жестче, идет усиление надзора. При этом свободного доступа к ликвидности все меньше. Банкам нужно рассказать о том, что в таких условиях поможет сделать бизнес эффективным.

– Как в обществе в целом, так и в банковских кругах все чаще говорят о финансовой грамотности потребителей. Но есть мнение, что финансовая грамотность не является делом первоочередной важности для человека. Он эмоционально не готов идти учиться финансовой грамотности. И только когда жареный петух клюнет, он может позвонить кому-то, кого он считает авторитетом по этому вопросу, и что-то спросить. Но вот так специально идти и специально получать знания по этому предмету готов, наверное, минимальный процент населения. А что с банкирами и собственниками банков? Есть подозрение, что это ровно такая же история.

– Возможно, да - та же самая история. Почему? Потому что, на самом деле, отдельно взятый банкир не стремится рассказать вслух о том, что у него есть проблемы. И, наверное, это правильно. Потому что это сразу же напугает клиентов банка, его акционеров и так далее. Мы считаем, что здесь как раз полезно создать площадку для взвешенного профессионального общения. В данном случае - в формате выступлений и последующих дискуссий специалистов и банкиров. Конечно, мы не ждем, что после такого общения все банкиры сразу побегут заниматься оптимизацией бизнеса и его новым стратегическим планированием. Но мы им хотим дать пищу для размышлений, донести необходимость изменений в управленческих подходах. Они же все боятся афишировать то, что они нуждаются в дополнительных знаниях. В том числе - по психологии банковского бизнеса, психологии общения и коммуникациям с клиентами. Поэтому, когда возникла идея сделать программу на базе Банка России в виде донесения до слушателей методических рекомендаций регулятора, этот формат показался вполне комфортным. Банкиры просто должны выслушать информацию, принять ее к сведению, а дальше уже сами принимать решение. В том числе - используя советы представителей Всемирного банка и Института Адизеса. Банк России ведь, в принципе, никого не заставляет досконально следовать этим рекомендациям, но обращает внимание, что они очень полезны с учетом текущей ситуации, имеющегося уровня качества работы банковских сотрудников, все возрастающих регулятивных требований. Если банкиры смогут пройти текущий непростой экономический этап без дополнительных знаний – это их счастье, а если чувствуют, что не смогут, то должны стремиться к поискам и пониманию современных путей решения вопросов. В том числе и тех, которые ставит регулятор.

– Разработка и формализация стратегии развития банка – это серьезный процесс, требующих соответствующих компетенций. Смогут ли банкиры, принявшие участие в ваших семинарах, только на основании полученных на них знаний реализовать такой документ?

– На семинарах мы только даем информацию для размышлений, а уж дальше они должны принимать решения и действовать сами. Если понадобится более глубокая и специализированная помощь, банкиры обратятся в консалтинговый институт. На сегодня Ассоциация имеет соглашение со Всемирным банком о том, что ВБ, как экспертная организация, имеет возможность и право оказывать содействие кредитным организациям в разработке их стратегии, а также проводить экспертизу разработанной самим банком управленческой стратегии. Для наших банков это выгодно. Почему? Например, потому что разработка банковской стратегии, по данным Boston Consulting Group стоит, примерно, от полутора миллионов долларов и выше. Не все банки в состоянии нести такие расходы. Но при этом мы понимаем, что и никакого альтруизма здесь быть не может. Поэтому предлагаем кредитным организациям сократить расходы – так как они понимают местные условия и ситуацию, разработать свой вариант стратегии. А Ассоциация сможет на гораздо лучших условиях, за меньшую, на порядок, а то и на два порядка, стоимость договориться о том, чтобы специалисты Всемирного банка провели экспертизу представленной стратегии. После этого на принятом документе будет стоять клеймо экспертизы специалистов Всемирного банка. И это будет являться существенным фактором для инвесторов, например.

– Можете ли Вы привести пример удачной реализации банком разработанной стратегии?

– В свое время правильно построил стратегию Азиатско-Тихоокеанский банк. Их топ-менеджеры – математики, и буквально просчитали стратегию, согласно которой наиболее предпочтительным для них является клиент возрастом 50 лет и старше. Стратегия называется «50 плюс». Благодаря ее реализации банк увеличил свои объемы в 6 с половиной раз, прибыль возросла в 20 раз. То есть, был правильно выбран сегмент рынка, который будет востребован. Да, для того, чтобы заработать такую прибыль, им понадобилось 6 лет. Но это результат!

– Вы коснулись темы сертификации банковских специалистов, сотрудников. Вы предполагаете, что это будет обязательная или добровольная сертификация, чтобы человек повесил на стену красивый диплом и указал его получение в своем резюме?

– На самом деле в последнее время все больше возникает вопросов о качестве банковских специалистов, их профессиональных компетенций и навыков, поскольку, к сожалению, в финансовом сегменте отсутствуют так называемые нормы производительности труда. Сделать это оказалось очень сложно. При этом сегодня нет общепринятых норм сочетания основного количества сотрудников, занимающихся доходами и расходами. Каждый банк, как сапер на минном поле, сам определяет свои действия, вычисляет вероятность ошибки. На мой взгляд, для того, чтобы повысить эффективность бизнеса, возникает необходимость соблюдения определенных пропорций. Плюс ко всему, сегодня очень важно повышать уровень взаимодействия в команде, люди должны уметь, в том числе и заменять друг друга. Нужно давать им установки на самообразование. Многие компании уже не в состоянии нести затраты на обучение сотрудников. Они могут только дать им то, что касается правил корпоративного поведения, соблюдения регламента и взаимоотношений с клиентом. Все остальное сотрудник должен делать сам: приобретать знания нормативной базы, дополнительные знания психологии, коммуникаций и так далее. Иногда я читаю лекции в университетах и когда я рассказываю слушателям, что хороший специалист должен постоянно заниматься самообразованием, студенты спрашиваю: «Что, еще учиться надо?» Я говорю: «Всю жизнь придется учиться теперь, голубчики. Раз вы встали на путь финансиста, вам придется всю жизнь учиться».

– Возвратимся к Вашему тезису о нормах выработки банковских сотрудников, банковских отделов и банка в целом. Представляется, что в этом вопросе Вы можете столкнуться с достаточно жесткой критикой со стороны многих банкиров. Потому что они считают, что у них за плечами 20, а то и 25 лет опыта банковской деятельности и загонять их в рамки стандартов управления собственным коллективом никто не имеет право.

– Никто не загоняет в рамки. Мы просто говорим о том, что сегодня доходность бизнеса стала резко падать и необходимо находить новые эффективные решения. Когда сотрудник кредитного управления работает всего-навсего с 2-5 клиентами, какова у него эффективность? Очень маленькая. А он может и должен обслуживать в день 10-12 клиентов. Необходимо вводить новые стандарты и технологии, основанные на рациональном использовании времени. Также сегодня существует большое количество дистанционных форм работы с клиентами, развивается система банковского аутсорсинга.

– Управление издержками подразумевает планомерную работу с фрилансерами, с передачей определенных проектов или процессов на аутсорсинг. Почему такие программы кооперации недостаточно выражены в нашем банковском секторе? Например, почему некоторым банкирам сложно отдать на аутсорсинг маркетинг или IT-обеспечение?

– Проблема в том, что, во-первых, существует недостаток знаний, а во-вторых, авторитарное мышление банкиров мешает динамичному развитию рынка разделения и специализации. Во всем мире идут по такому пути, а мы пока не идем. На самом деле, специализация – это ключ к снижению издержек, но она требует решительности, новаций и новой степени доверия. А с этим проблема. У нас очень мало компаний, которые строятся на доверии во взаимоотношениях. Пока банковский сектор развивался по экспоненте и при высокой доходности, всех все устраивало. Только сейчас, когда доходность стала снижаться, начинают понимать, что эти процессы, эти технологии себя изживают, нужно искать новые модели. Почему ваша компания EQ – Агентство EMQUARTA сегодня предлагает модели управления клиентским мышлением и ускорения притока клиентов? Именно поэтому. А в голове собственника и руководителя кредитной организации должно сейчас сформироваться мнение, что старая модель исчерпала свои возможности роста, что нужно искать новую модель, использовать новые знания, в том числе и за счет сотрудничества на основе аутсорсинга процессов.

– То есть, на ваших семинарах вы вместе с представителями Банка России, Всемирного банка и Института Адизеса постараетесь рассказать о том, какой должна быть сегодня логика мышления у собственников банков?

– Да. И о том, как строить свою стратегию поведения на рынке с учетом новых трендов надзора. Это логично. Расскажем о том, как влияет реализация правильно разработанной стратегии на устойчивость кредитной организации. Будем говорить об инструментах, которые позволяют снизить издержки за счет правильной управленческой структуры и сочетания бизнес-процессов в банке. Также поговорим о новых технологиях и о том остром моменте, который сопровождает их внедрение – это резкий рост экономических преступлений и мошенничества в этих самых технологиях. Для того, чтобы этому противостоять, нужно, чтобы квалификация специалистов была соответствующей. Чтобы банки с внедрением нового технологического пакета не оказались у разбитого корыта. Очень важно обратить на эту проблему внимание.

– Какова география ваших семинаров и на каких условиях их могут посетить банкиры?

– Мы планируем, что в 2016 году семинары пройдут на базе Главных управлений ЦБ в Северо-Западном, Южном, Сибирском, Центральном федеральных округах. Прорабатывается вопрос с Уральским и с Приволжским округами. Что касается условия участия в наших мероприятиях, то для собственников и топ-менеджеров банков оно бесплатное, по приглашению ГУ ЦБ.

 

EMQUARTA, 13 января 2016

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER