Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Сергей Хестанов: «Судьбу евро предсказать будет очень и очень сложно»

Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер», в интервью порталу Finversia.ru – об основных ингредиентах потенциального будущего финансового рынка: выборах, нефти, золоте и критической ситуации в еврозоне.

- Ваша оценка результатов парламентских выборов в России с точки зрения возможного влияния на фондовый рынок. Если, конечно, о таком влиянии сегодня вообще есть смысл говорить…

- Когда происходят события, которые рынок в точности ожидал, как правило, такие события не вызывают никакого воздействия на котировки финансовых инструментов. Если анализировать итоги парламентских выборов 2016 года, то это яркий пример ситуации, когда что ожидали, то и получили. Именно поэтому рынок практически не отреагировал на такой, вообще говоря, довольно значимый факт.

Собственно, результат, который был получен, с одной стороны, позитивен. С той точки зрения, что Дума будет явно управляемой, она будет весьма предсказуемой – это плюс. Достаточно вспомнить думские баталии до 1996 года, когда сплошь и рядом повторялся один сценарий: исполнительная власть принимала некие экономические решения, Дума блокировал эти решения, это создавало ненужную напряжённость. То есть определённые плюсы в таком составе Думы тоже есть. Но есть и стратегический минус, который, скорее всего, проявится через два-три года. А именно: все давно назревшие структурные реформы будут отложены в долгий ящик. До тех пор, пока имеющиеся резервы позволят консервировать существующее положение дел, эта консервация будет производиться. Именно поэтому не стоит ждать никаких значимых перемен на горизонте в 1-2 года. Потому что на год, два резервов точно хватит, а дальше - пространство вариантов (как с точки зрения сценариев на фондовом рынке, так и с точки зрения событий политического характера) резко расширится.

- С этой точки зрения многое зависит от ситуации с нефтью…

- Если говорить о нефтяном рынке, то, с одной стороны, достигнуто некое локальное равновесие, потому что, как говорили многие эксперты еще примерно год назад, равновесие лежит где-то в диапазоне $40-45 за баррель. Если, конечно, иметь в виду не пиковые значения цен на нефть, а какие-то средние, среднеквартальные цифры.

С точки зрения российской экономики, российского финансового рынка, это, с одной стороны, означает, что дефицит бюджета сохранится, поскольку бюджет 2016 года сверстан, исходя из $50 за баррель. С другой стороны, важно констатировать, что планка даже в $45 за баррель для сохранения текущих расходов бюджета России неприемлема. То есть правительству придётся делать очень тяжелый выбор, что сократить. С точки зрения экономической теории, конечно, правильнее было бы сократить военные расходы. Но на практике же, скорее всего, как раз военные расходы не пострадают, а вот все другие статьи бюджета – вполне возможно. Причем особенно жалко здравоохранение, образование, которые, видимо, будут постепенно сокращаться. Тот факт, что в США продолжает расти число буровых установок, однозначно говорит о том, что ждать быстрого восстановления нефтяного рынка при нынешних условиях, к сожалению, оснований не слишком много.

- Еще одна актуальная тема – золото. Многие аналитики прочат вероятность очередного повышения цен на золото.

- Относительно золота действует старинная поговорка: золото хорошо тем, что оно любит плохие новости. Чем хуже ситуация в основных мировых экономиках, чем ближе она к фактическому застою (а на практике, к сожалению, это и наблюдается), тем выше вероятность продолжения монетарного стимулирования и роста котировок золота. Но важно понимать, что если Федеральная резервная система США все-таки решится пусть на медленное, плавное, половинчатое, но все-таки повышение ставки, это может спровоцировать заметное снижение цен на золото. Поэтому адептам постоянного роста котировок золота стоит обратить внимание на график цен в периоды с 1980-1982 годов до начала 2000-х годов. За это время золото подешевело примерно в 2 раза по номиналу, а с учетом высокой инфляции по доллару - реально примерно в четыре раза. Поэтому важно понимать, что сейчас само направление тренда на рынке золота находится в руках главы ФРС.

- В зоне неопределенности сегодня оказалась и судьба евро. Особенно – с учетом Brexit и усиления голосов евроскептиков.

- Относительно долгосрочной судьбы такой валюты, как евро, очень важно помнить о следующем факте. В настоящее время внутри Еврозоны разные страны имеют разный знак сальдо. Благополучные страны, такие, как Германия, Австрия, часть стран Северной Европы, имеют положительное сальдо. Грубо говоря, они тратят меньше, чем зарабатывают. Точно также проблемные страны (в основном это относится к странам группы PIGS, хотя и Франция несколько грешна.) - эти страны тратят больше, чем зарабатывают. Любой человек, который знаком хотя бы с основами бухгалтерского учета, легко может сказать, что отрицательное сальдо счета не может расти бесконечно. Рано или поздно это приведет к каким-то изменениям качественного характера.

Относительно судьбы евро можно сказать, что, по мере того как сальдо отдельных стран будет расти, не важно, кстати, в положительную или отрицательную сторону, местный сепаратизм тоже будет расти. А дальше - остается дожидаться любого повода, будь то беженцы, будь то экономический спад, который просто позволит сепаратистам набрать достаточное количество голосов на выборах и провести законодательное оформление сценария выхода из зоны евро.

- Каковы потенциальные сценарии?

Объективно, многим слабым странам выход из зоны евро, может быть, был бы и полезен. Но с точки зрения евро как валюты, огромная интрига - какие страны выйдут в первых рядах (если выйдут). Если первыми выйдут проблемные страны, типа Греции, Испании, Португалии, то, соответственно, это будет мощнейшим фактором укрепления евро. Если же, паче чаяния, из еврозоны выйдет какая-либо экономически успешная страна - в самом ярком варианте речь идет о Германии, - то тогда судьбу евро предсказать будет очень и очень сложно. Я напомню, что евро, как единая валюта разных суверенных стран, это первый крупномасштабный эксперимент такого типа за всю историю человечества. Ситуация, когда в одно и то же время в одной и той же стране ходит несколько валют, довольно обычна. Со времен Римской империи ходили и имперские монеты, и монеты, выпущенные провинциями, это обычная ситуация, даже в Советском Союзе было минимум три легальных внутрисоветских валюты. Это обычный рубль, который все мы помним, это инвалютный рубль и это чеки Внешэкономбанка. Причем они еще имели и переменные курсы относительно друг друга. А вот ситуация, когда много разных стран, сохранивших свой суверенитет, имеют одну и ту же валюту, в истории человечества встречается первый раз. К сожалению, когда создавалось евро, создав Европейский центральный банк и Европарламент, забыли создать европейский минфин и, самое главное, европейское министерство по налогам и сборам. Вот если бы они были созданы одновременно, то еврозона не находилась бы в состоянии кризиса, где оно находится сейчас.

Пока в крупных странах Еврозоны сохраняется, хоть небольшой, но экономический рост. Прежде всего, речь идет о Германии. Но как только в Германии начнется значимый экономический спад, вероятность того, что партии евроскептиков пройдут в парламент и добьются выхода Германии из Еврозоны, становится очень и очень высокой. Когда это будет – говорить пока рано, но, тем не менее (и опыт Великобритании тому пример), эту ситуацию нельзя рассматривать как вообще невозможную.

Finversia.ru, 2 октября 2016

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку