Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Василий Высоков: «Участников финансового рынка надо делить не по масштабам, а по бизнес-моделям»

Высоков Василий Васильевич

Высоков Василий Васильевич

Председатель совета директоров ПАО КБ «Центр-инвест», профессор, д.э.н.

Председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков о том, как банки должны измениться в современном мире, почему надзор Центробанка давал сбои и о роли Центробанка как мегарегулятора всего финансового рынка.

- Василий Васильевич, какие основные негативные моменты вы видите в организации банковского надзора Центробанка?

- Скорее нереализованные возможности. Любые контролирующие органы должны выявлять не только недостатки, но и лучшую практику.

Например, в спекулятивном банкинге действует спираль: с ростом рисков повышают ставки по кредитам, заставляют клиентов брать еще большие риски, что приводит к дефолтам и передачи проблем на балансы банков. В устойчивом (sustainable) банкинге банк с клиентом вместе управляют снижением рисков, что позволяет снизить ставки по кредиту, успешно завершить проект, вернуть средства банку в срок и в полном объеме.

Возникающие проблемы, в конечном счете, решаются путем перехода к новым технологиям. Когда практика рождает такие технологии, контролирующие органы должны их тиражировать. Для модернизации экономики важно избегать ошибок не только первого рода - не увидеть плохое, но и не упустить лучшее будущее.

- Сколько примерно время отнимает у сотрудников банка работа с проверяющими органами?

- В 2015 году разные инстанции проверяли банк 2500 дней, в 2014 – 1663 дня. Кроме проверок существует постоянная отчётность и ответы на запросы контролирующих органов.

 - Почему надзор ЦБ дал серьезные сбои даже в банках топ-100? Например, не всегда были обнаружены вовремя внебалансовые вклады, крайне низкое качество активов, крупные объемы кредитов собственникам банков на сомнительные проекты.

- Кроме криминальных случаев, сама модель банковского бизнеса исчерпала себя: не существует «временно свободных» денежных средств для кредитования долгосрочных проектов. В рекомендациях Базельского комитета первым пунктом рекомендаций по управлению рисками указано «Отказ от риска».

Нужны новые подходы и технологии трансформации сбережений в инвестиции. Их основные черты следующие: из современного банковского бизнеса надо отделить платежи и расчеты; всех участников финансового рынка сегментировать по уровню принимаемых ими рисков; оценку участников рынка, работающих в разных сегментах проводить не по среднему, а максимальному риску; переток средств между сегментами осуществлять не в рамках холдингов, а на открытом рынке.

- На ваш взгляд, как можно оптимизировать надзор Центробанка за работой банков при этом не снизив его качество?

- Конкурентное преимущество российского мега-регулятора заключается в стандартизации подходов ко всем участников финансового рынка. Сегодня банки – это почти 90% финансового рынка страны, но в перспективе все кредиты свыше 1 млрд. рублей должны оформляться как ценные бумаги бенефициара и обращаться на открытом рынке. Надзор за банками будет трансформироваться в надзор за всеми участниками рынка, сам рынок будет генерировать сигналы о возникающих проблемах.

- Насколько недавние кадровые перемены в надзорном блоке смогут изменить ситуацию к лучшему?

- Новый ландшафт финансового рынка, новые риски требуют не только новых кадровых решений, но и новых функций, новых технологий и нового видения. Надзор Банка России должен участвовать в формировании финансового рынка, от частных санаций переходить к системным решениям и единым стандартам для всех участников рынка.

- Насколько полезной для банковского сектора будет создаваемая сейчас ЦБ трехуровневая банковская система, состоящая из системно значимых банков, универсальных банков и малых банков с ограниченным кругом активных операций?

- Не только банки, а всех участников финансового рынка надо делить не по масштабам, а по бизнес-моделям: принимаемым рискам и методам управления этими рисками.

- Что должны сделать сами банкиры для повышения эффективности работы своего бизнеса? Какова роль риск-менеджмента в банках в сегодняшних условиях?

- Пока перемены на финансовом рынке страны не оформлены законодательно, банки сами должны сегментировать свою деятельность и не допускать в своих балансах рискованных переходов между сегментами платежей, краткосрочного кредитования и долгосрочных инвестиций.

- Какие, на ваш взгляд, должны быть основные черты нового подхода к банковскому риск-менеджменту.

- Все участники финансового рынка должны выбрать наиболее предпочтительный для себя сегмент. Ведь на ростовском рынке овощи, мясо и рыба тоже расположены в разных рядах. Далее, каждый определяет свою бизнес-модель работы на рынке, исходя из своих конкурентных преимуществ в выбранном сегменте, и выстраивает стратегию не только собственного бизнеса, но и экосистемы.

Ростов-на-Дону.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку