Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Формирование общего финансового рынка ЕАЭС: преимущества и вызовы для стран-участниц

Евразийский экономический союз — второе в мире по глубине интеграции объединение после ЕС с набором схожих институтов и подходов к принятию решений. К 2025 году страны — участницы ЕАЭС намерены создать единый финансовый рынок.

Экономики стран ЕАЭС характеризуются низким уровнем насыщенности деньгами и кредитами. Дефицит инвестиционных и финансовых ресурсов стал сдерживающим фактором для устойчивого экономического роста стран Союза. Поэтому общий финансовый рынок нужен. В Договоре о Евразийском экономическом союзе дается его определение. Общий финансовый рынок государств ЕАЭС это:

- гармонизированные требования к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов;

- взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена на территориях других государств-членов;

- осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на всей территории Союза без дополнительного учреждения в качестве юридического лица;

- административное сотрудничество между уполномоченными органами государств-членов, в том числе путем обмена информацией.

Речь идет о формировании в странах ЕАЭС единых правил игры в страховом, банковском и биржевом секторах. Иначе говоря, суть в гармонизации законодательства государств Союза и в итоге — создании максимально благоприятных условий для населения и бизнеса. А значит — устойчивого экономического роста.

Конкретная пошаговая последовательность действий в создании общего финансового рынка в Договоре не оговорена.

30 ноября 2016 года на заседании Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров стран ЕАЭС был одобрен проект распоряжения Высшего Евразийского экономического совета «О разработке Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза». В ней должно быть прописано, какие наднациональные нормативные акты будут разрабатываться, какие акты необходимо будет гармонизировать на национальном уровне и какие шаги по созданию общей или единой финансовой инфраструктуры следует предпринять.

Тем не менее, практическая работа в этом направлении ведётся с момента создания в 2012 году Евразийской экономической комиссии - единого наднационального регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства, а затем и Евразийского экономического союза.

9 августа 2016 года Совет ЕЭК одобрил проект Соглашения о подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в странах ЕАЭС. Соглашение направлено на обеспечение свободы движения капитала и денежных средств, формирование общего финансового рынка в государствах-участниках. В документе определен перечень валютных операций резидентов государств ЕАЭС, к которым страны Союза не будут применять валютные ограничения. В частности, это касается:

- расчетов между резидентами ЕАЭС за поставку товаров и услуг и приобретение недвижимости;

- биржевых операций с ценными бумагами;

- предоставления и возврата банковских кредитов и займов;

- денежных переводов физических лиц внутри таможенной территории Союза.

Соглашение предоставит возможность физическим и юридическим лицам открывать на недискриминационной основе счета во всех банковских учреждениях любого из государств-членов ЕАЭС.

На практике же набор требований к резидентам и нерезидентам в государствах ЕАЭС сегодня различен. Сохраняются ограничения при открытии и ведении банковских счетов резидентов одной страны в кредитных учреждениях других стран ЕАЭС. Реализация Соглашения позволит обеспечить равный подход для всех граждан и хозяйствующих субъектов Союза.

Помимо этого, важным фактором формирования общего финансового рынка является создание единого биржевого пространства. В качестве меры по его развитию Комиссия разработала Соглашение о допуске брокеров и дилеров одного государства Союза на биржи других государств-членов. Документ предусматривает допуск без дополнительной регистрации (лицензирования) брокеров и дилеров на национальные биржи государств ЕАЭС. Проект Соглашения был одобрен Коллегией ЕЭК и направлен сторонам на внутригосударственное согласование.

В отличие от договорно-правовой базы ТС и ЕЭП, в Договоре о ЕАЭС предусмотрена необходимость разработки механизма взаимодействия уполномоченных органов государств-членов в сфере регулирования, контроля и надзора за деятельностью на своих финансовых рынках.

Государства-члены Союза договорились о создании наднационального органа по регулированию финансового рынка с месторасположением в городе Алматы в 2025 году после завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков.

Можно выделить два этапа формирования общего финансового рынка:

Первый этап: гармонизация национальных законодательств в финансовой сфере. Необходимо определить пруденциальные требования, предъявляемые к банковской, страховой деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг, и сформировать единые требования к участникам финансового рынка.

Второй этап: создание нормативной основы и разработка единых технологий и процедур надзора регулирующих органов за деятельностью участников финансового рынка. Взаимное признание лицензий участников финансового рынка. Юридическое или физическое лицо, получив лицензию в одной стране, может осуществлять финансовую деятельность на всей территории ЕАЭС.

Должна проводиться согласованная валютная политика в целях развития сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечения свободного движения капитала во внешнеторговых и инвестиционных операциях, обеспечения взаимной конвертируемости национальных валют.

Необходима координация курсовой политики. В условиях отсутствия таможенно-тарифных и нетарифных барьеров и функционирования единой таможенной территории в рамках ЕАЭС согласование курсовой политики имеет большое значение для обеспечения конкурентоспособности товаров, работ и услуг на общем рынке ЕАЭС.

В Евразийском экономическом союзе в отличие от ЕС, решения о переходе к единой валюте нет.

Валюта - это набор политик, включая налогово-бюджетную, денежно-кредитную, промышленную, торговую и социальную, за счет которых в конечном счете государство достигает своих целей. В части торговой политики у Евразийской экономической комиссии есть союзные компетенции, в части промышленной политики — смешанные, в союзной же компетенции находится и техническая политика. А вот денежно-кредитная и налогово-бюджетная политики находятся в компетенции самих стран — участниц ЕАЭС и они пока не готовы делиться этими полномочиями.

Разница в экономиках стран ЕАЭС пока не позволяет говорить о единой валюте более предметно и вряд ли ситуация радикально изменится. Объём взаимной торговли государств ЕАЭС на порядок меньше их торгового оборота с третьими странами. Нет достаточных потоков товаров, услуг, капитала, инвестиций между странами Союза. Объективных экономических предпосылок для введения единой валюты на пространстве государств — членов ЕАЭС пока нет.

В этих условиях важным элементом общего финансового рынка Евразийского экономического союза станет интегрированный валютный рынок.

Сегодня бизнес и экспертное сообщество признают необходимость увеличения использования национальных валют государств-членов ЕАЭС во внутренней торговле на территории Союза. При этом отмечается наличие условий для этого, закреплённых в двух- и многосторонних соглашениях, заключённых государствами-членами ЕАЭС.

В нормативных правовых актах ЕАЭС также отсутствуют ограничения по использованию национальных валют и осуществлению расчётов в них между странами Союза.

РСПП, российский бизнес активно вовлечены в процессы формирования общего финансового рынка ЕАЭС, в работу профильных Консультативных комитетов, экспертных и рабочих групп Евразийской экономической комиссии.

В ходе подготовки специального заседания Интеграционного совета РСПП по взаимодействию с ЕЭК по проблемам использования национальных валют во взаимных расчётах на пространстве ЕАЭС мы провели опрос среди членов РСПП и рассмотрели эту проблему на заседании совместно с руководителями профильных департаментов ЕЭК.

Ответившие на опрос компании (71 респондент) представляют крупный (56%), средний (14%) и малый (30%) бизнес; более половины относят себя к промышленным отраслям; 39% принявших участие в опросе осуществляют деятельность на рынках ЕАЭС и чуть больше 14% осуществляют расчётные и конверсионные операции с национальными валютами стран ЕАЭС.

Финансовые связи со странами ЕАЭС осуществляются в основном в трех формах: обслуживание торговых операций (свыше 60%); денежные переводы (свыше 30%) и межбанковские операции (чуть меньше 14%).

Основными препятствиями в использовании национальных валют респонденты назвали недостаточное развитие рынка платёжных услуг, различие в валютном регулировании, невыгодные курсы конвертации и высокую волатильность курсов национальных валют.

К этому можно добавить, что:

- основным экспортным торговым партнером стран-членов ЕАЭС выступает ЕС (более 50% совокупного экспорта);

− основной поток импорта в страны-члены ЕАЭС поступает из АТЭС (42,3%) и ЕС (около 40%);

− доля Китая в совокупном экспорте стран-членов ЕАЭС 28,7%, а в импорте − 41,2%.

Пока российские участники внешнеэкономических связей со странами ЕАЭС не стремятся переходить на расчеты в национальных валютах. Основной валютой платежа и расчетов по-прежнему является доллар США и постепенно набирающий силу китайский юань.         Во взаимной торговле государств-участников ЕАЭС основная масса расчётов производится в российских рублях (в 2015 году – 71%, в 2016 году – 75%). На валюты других членов Союза приходится менее 1% расчётов, остальные – в долларах и евро.

Из мер, которые должны способствовать развитию операций с национальными валютами, на первом месте отмечено развитие платёжных инструментов в национальных валютах, затем либерализация валютного регулирования и взаимодействие финансовых регуляторов государств Союза.

Развитие платежных инструментов или устранение определенных валютных ограничений могут способствовать большему использованию национальных валют в двусторонних отношениях. Но на практике выбор предприятиями валюты платежа зависит от того, применение какой валюты позволит снизить финансовые риски, транзакционные издержки, налоговые и неналоговые обязательства.

Укреплению и развитию операций в национальных валютах стран ЕАЭС по-прежнему будет мешать и макроэкономическая нестабильность.

Повышенная макроэкономическая нестабильность в РФ в 2015 г. привела к тому, что курсы региональных валют, объёмы переводов и торговли в ЕАЭС снизились, а инфляция возросла. В этот период все страны Союза столкнулись с отрицательными темпами роста: в Беларуси – 3,9; Казахстане – 1,2; Армении – 3,0; Кыргызстане – 3,5%. Все эти страны отдавали наибольшее предпочтение торговле с РФ по сравнению с торговлей с другими партнерами вне ЕАЭС.

Бизнес не остаётся в стороне от проблем расширения использования национальных валют. Например, Финансово-банковская ассоциация ЕвраАзиатского сотрудничества через свою Универсальную товарно-сырьевую биржу в Астане реализует программу мультивалютной клиринговой системы расчётов на своей биржевой площадке. В биржевых торгах используются 6 валют: Рубль, Юань, Тенге, Сом, Доллар США и Евро. Участник торгов – продавец, может номинировать свой товар в любой из этих валют. Биржа имеет мультивалютный счёт и получив оплату от покупателя в любой из этих валют тут же проводит конвертацию в ту валюту, которая номинирована продавцом. После конвертации деньги зачисляются на субсчёт продавца, который получит их после полного выполнения своих обязательств по биржевому контракту. При этом скорость расчётных операций не ниже традиционных; использование клиринга встречных потоков валют и возможность покупки валюты биржей на принципах валютной пары значительно удешевляет расходы на конвертацию; легитимность расчётных биржевых операций гарантируется законодательством Республики Казахстан; объёмы торгов обеспечиваются валютными активами банков-партнёров биржи: «Центр кредит», Межгосбанк, МБЭС. Решён вопрос признания таможенными органами биржевых контрактов биржи. Пока есть проблемы, сдерживающие процесс. Это позиция национальных регуляторов, связанная с борьбой с отмыванием доходов, финансированием терроризма, вывозом капитала. 

Если экономики стран ЕАЭС будут расти и их доля в мировой торговле, в первую очередь России, будет увеличиваться, это способно вызвать изменения в структуре размещения активов, сбережений, инвестиций и платежей в национальных валютах. Результатом может стать постепенный рост интернационализации валют стран ЕАЭС, их использование во взаимных расчетах, что приведет к развитию платежных инструментов и росту операций рефинансирования в национальных валютах стран ЕАЭС.

Формирование единого розничного платёжного пространства

Российский бизнес считает исключительно важным вопрос о формировании единого розничного платёжного пространства в Евразийском экономическом союзе. По инициативе РСПП вопрос о развитии международной интеграции и сотрудничества в этом направлении был рассмотрен на заседании Президиума Делового совета Евразийского экономического союза в мае 2016 года в Астане.

Экономики стран ЕАЭС существенно различаются по основным показателям. Например, доля наличности в структуре денежной массы (отношение агрегатов М0/М2) колеблется от 14,4% до 47,3%. Наибольшая доля наличных денег в обращении вне банковской системы в Армении (47,3%), Киргизии (37,1%) и России (20,2%).

Одна из основных проблем - существенные различия между странами региона по уровню экономического развития.

Продолжает сохраняться и расти неравенство по показателю среднедушевого ВВП. Если в России, Казахстане и Беларуси значения показателя ВВП на душу населения близки (7 – 9,6 тыс. долларов США), то Киргизия и Армения значительно отстают по данному показателю (1,3 – 3,6 тыс. долларов).

Страны - участницы ЕАЭС остаются основным направлением отправки денежных переводов из России. Ежегодная сумма переводов составляет 2-2,5 млн долларов США: Армения -31%, Беларусь – 6%, Казахстан – 14%, Киргизия – 49%. Поступления в Россию из стран ЕАЭС в пользу физических лиц в два раза меньше.

Важнейшей перспективой развития платежных систем союзных государств является расширение национальных розничных платежных пространств до масштабов ЕАЭС, создание инфраструктуры общего платежного пространства. Она должна позволить осуществлять платежи с учетом совместимости национальных карточных систем, в том числе российской национальной системы платежных карт (НСПК) – карта «Мир» и ныне функционирующих систем БЕЛКАРТ (Беларусь) и Armenian Card (Армения).

Евразийская экономическая комиссия подготовила Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза.

Опубликованный в окончательном виде Доклад обсуждался 29 июня этого года на специальном расширенном заседании Интеграционного совета РСПП с участием Члена Коллегии (Министра) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Т.Д.Валовой, ответственных специалистов ЕЭК, представителей  отраслевых бизнес-объединений России, российского бизнеса, специалистов-экспертов и членов комитетов и комиссий РСПП.

Основной целью Доклада является анализ и оценка состояния текущих интеграционных процессов в рамках Союза в условиях динамично меняющегося мироустройства и выявление вопросов, влияющих на эффективность дальнейшего развития и углубления евразийской интеграции.

В докладе отмечается, что ситуация, связанная с нарушением сроков реализации Договора о Евразийском экономическом союзе, требует особого внимания, так как затягивание наблюдается по согласованным вопросам, работа по котором ведётся в течение длительного времени. Особо отмечено, что подходит срок решения менее проработанных и очень чувствительных для экономик государств-членов Союза вопросов, таких как формирование общего финансового рынка.

В Докладе прямо указывается, что в ряде сфер, минимально урегулированных правом Союза, достигнутого на сегодняшний день уровня интеграции недостаточно для адекватного функционирования Союза. Это касается сотрудничества в сфере макроэкономики и валютно-финансовой сфере. Здесь необходима выработка механизмов обеспечения макроэкономической стабильности, интенсификация взаимных расчётов в Союзе в национальных валютах, совершенствование механизмов и инструментов финансирования региональных финансово-кредитных институтов.

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку